Ответ: Бюджетные учреждения обязаны открыть лицевые счета для осуществления операций по безналичным расчетам со средствами, указанными в ст.78.1 БК РФ. А также для осуществления операций по безналичным расчетам со средствами, полученными ими в виде собственных доходов; средств ОМС; средств, находящихся во временном распоряжении. Если же бюджетное учреждение является участником закупки (т.е. исполнителем), то открытие лицевого счета в казначействе обязательно в случае казначейского сопровождения контракта.

Обоснование: Бюджетные учреждения осуществляют большую часть закупок в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ. Это все закупки за счет бюджетных и иных средств, за исключением некоторых, которые они могут проводить по Закону N 223-ФЗ (ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).

Порядок проведения таких закупок урегулирован непосредственно Законом N 44-ФЗ и иными правовыми актами, которые могут приниматься госорганами в случаях, предусмотренных указанным Законом. Принятие бюджетными учреждениями как заказчиками каких-либо положений, регулирующих порядок осуществления закупок по Закону N 44-ФЗ, не предусмотрено (ст. 2 Закона N 44-ФЗ).

Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства утвержден Приказом Казначейства России от 17.10.2016 N 21н. Этот Порядок применим ко всем типам учреждений (казенным, бюджетным, автономным) и, в первую очередь, касается лицевых счетов для учета операций со средствами федеральных учреждений.

На уровне субъекта РФ (муниципального образования) учреждения вправе открывать лицевые счета в органах Федерального казначейства в случае:

1. обращения высшего исполнительного органа субъекта РФ (местной администрации) в Федеральное казначейство для осуществления им отдельных функций финансового органа субъекта РФ (муниципального образования);

2. обращения высшего исполнительного органа субъекта РФ (местной администрации муниципального образования) - об открытии лицевых счетов бюджетным учреждениям;

3. обращения органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, - об открытии лицевых счетов автономным учреждениям.

Основание - п. 4 ст. 161, ст. ст. 220.1, 220.2 БК РФ, ч. 2, 4 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, ч. 3.1, 3.2 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, п. 1 Порядка открытия и ведения лицевых счетов.

Бюджетные учреждения открывают лицевые счета для осуществления операций по безналичным расчетам со средствами, полученными ими в виде:

  • субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
  • субсидий из бюджета бюджетной системы РФ на иные цели (п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
  • субсидий на цели осуществления капитальных вложений в объект государственной (муниципальной) собственности (ст. 78.2 БК РФ);
  • грантов в форме субсидий (п. 4 ст. 78.1 БК РФ);
  • бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (ст. 79 БК РФ);
  • собственных доходов (п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, ч. 6, 7 ст. 4 Закона об автономных учреждениях);
  • средств ОМС;
  • средств, находящихся во временном распоряжении.

Для учета вышеуказанных операций территориальные органы Федерального казначейства открывают следующие виды лицевых счетов:

Виды лицевых счетов бюджетных учреждений

Для бюджетных учреждений предусмотрены следующие виды лицевых счетов:

4. 14 - лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств;

5. 20 - лицевой счет бюджетного учреждения;

6. 21 - отдельный лицевой счет бюджетного учреждения.

7. 22 - лицевой счет бюджетного учреждения для учета операций со средствами ОМС.

Основание - п. п. 4, 5, 8.2 Порядка открытия и ведения лицевых счетов.

Обратите внимание: в 2024 г. операции со средствами субсидий и средствами от приносящей доход деятельности федеральные автономные учреждения осуществляют на казначейских счетах, открытых им в ТОФК. Исключения предусмотрены для операций, которые в соответствии с федеральными законами осуществляются только на счетах, открытых в кредитных организациях (ч. 19 ст. 5 Федерального закона от 02.11.2023 N 520-ФЗ).

Неправильный выбор лицевого счета сам по себе не подтверждает нецелевое использование денежных средств. Положениями статьи 242.14 Бюджетного кодекса установлено, что денежные средства участников казначейского сопровождения учитываются на казначейских счетах для учета операций с целевыми средствами (Письмо Минфина России от 13.10.2023 N 02-12-13/97578).

Таким образом, бюджетные учреждения обязаны открыть лицевые счета для осуществления операций по безналичным расчетам со средствами, указанными в ст.78.1 БК РФ. А также для осуществления операций по безналичным расчетам со средствами, полученными ими в виде собственных доходов; средств ОМС; средств, находящихся во временном распоряжении. Если же бюджетное учреждение является участником закупки (т.е. исполнителем), то открытие лицевого счета в казначействе обязательно в случае казначейского сопровождения контракта.

Документы по данному вопросу из системы КонсультантПлюс: Готовое решение: Как казенному, бюджетному, автономному учреждению открыть лицевой счет (КонсультантПлюс, 2024); Готовое решение: Казначейское обеспечение обязательств при сопровождении контрактов по Закону N 44-ФЗ (КонсультантПлюс, 2024)

Судебная практика: Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.07.2020 N Ф06-63051/2020 по делу N А57-13528/2019

Демо-доступ

Не установлен
КонсультантПлюс?


Закажите демо-доступ

Доступ предоставляется бесплатно на 2 дня

Не нашли ответ?

Не нашли ответ?


Задайте вопрос эксперту