Ответ: Федеральное законодательство об автономных учреждениях устанавливает, что доходы АУ поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено названным законодательством (ч. 8 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

В связи с этим самостоятельность АУ в распоряжении доходами от платной деятельности ограничивается в следующих случаях, поименованных в Законе N 174-ФЗ.

1. Совершение крупных сделок. Такой сделкой считается распоряжение денежными средствами, размер которых превышает 10% балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом АУ не предусмотрен меньший размер крупной сделки (ст. 14 Закона N 174-ФЗ). Как правило, в уставах автономных учреждений прописывается именно 10%-ный "порог". Но учредитель при утверждении устава учреждения может установить и меньший "порог" крупной сделки.

Таким образом, если АУ собирается потратить внебюджетные доходы, например, на покупку дорогостоящего оборудования, сделать это можно только с предварительного одобрения наблюдательного совета (ст. 15 Закона N 174-ФЗ).

2. Совершение сделок с заинтересованностью. Заинтересованными в совершении автономным учреждением сделок могут быть члены наблюдательного совета, руководитель АУ и его заместители (ст. 16 Закона N 174-ФЗ). При таком способе расходования доходов от оказания платных услуг, выполнения платных работ опять потребуется предварительное согласие наблюдательного совета (ст. 17 Закона N 174-ФЗ).

Других ограничений по распоряжению автономным учреждением доходами от платной деятельности в Законе N 174-ФЗ нет. А потому во всех остальных случаях АУ вправе тратить заработанные средства по своему усмотрению для достижения целей, ради которых оно создано.

Хотя некоторые противоречия все же имеются. Так, федеральное законодательство о социальном обслуживании определяет, что порядок расходования средств, поступивших в виде платы за предоставление социальных услуг, устанавливается федеральным органом исполнительной власти для организаций соцобслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и уполномоченным органом субъекта РФ - для организаций соцобслуживания субъекта РФ. Данный порядок должен предусматривать возможность использования этих средств на текущую деятельность, развитие организации социального обслуживания, стимулирование ее работников <1>.

--------------------------------

<1> Части 6 и 7 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

Здесь налицо явное противоречие между нормами двух Федеральных законов. Впрочем, на практике такие порядки действуют и автономные учреждения социального обслуживания вынуждены им следовать.

Правила и направления расходования средств, поступивших в виде платы за предоставление социальных услуг, в разных регионах разные. Например, в Санкт-Петербурге <2> допускается тратить данные средства "на регулирование социально-трудовых отношений и другие аналогичные расходы". А вот в Архангельской области <3> такого направления расходов нет. Здесь говорится только о том, что расходование средств на стимулирование труда работников осуществляется в соответствии с отраслевым примерным положением об оплате труда и положением о системе оплаты труда, утверждаемым руководителем учреждения.

--------------------------------

<2> Распоряжение комитета по социальной политике г. Санкт-Петербурга от 02.03.2015 N 52-р "О Порядке расходования организациями социального обслуживания населения Санкт-Петербурга, находящимися в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг".

<3> Постановление минтрудсоцразвития Архангельской области от 27.08.2014 N 28-п "Об утверждении порядка расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг организациями социального обслуживания Архангельской области".

Но даже если АУ самостоятельно определяет направления и размеры расходования средств, полученных от оказания (выполнения) платных услуг (работ), в силу ч. 8 ст. 2 Закона N 174-ФЗ делать это оно может исключительно для достижения целей, ради которых создано. То есть для оказания услуг и выполнения работ в рамках установленных полномочий своих учредителей в определенных сферах (ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ). Так что, если учреждение направит заработанные средства на приобретения, связь которых с указанными целями сомнительна (например, на покупку товаров, не имеющих никакого отношения к уставной деятельности АУ), контролирующие органы могут счесть совершение таких расходов нарушением федерального законодательства. Для сравнения отметим: данное ограничение характерно именно для автономных учреждений. В отношении бюджетного учреждения увязка расходования заработанных средств с целями его создания в федеральном законодательстве отсутствует (п. 3 ст. 298 ГК РФ).

Правда, в отличие от бюджетных учреждений <4> АУ не запрещается размещать денежные средства на банковских депозитах. Поэтому АУ могут копить средства, полученные от платной деятельности, уберегая их от инфляции.

--------------------------------

<4> Часть 14 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

ст. 2, Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 02.07.2021, с изм. от 29.11.2021) "Об автономных учреждениях" {КонсультантПлюс}

ст. 9.2, Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О некоммерческих организациях" {КонсультантПлюс}

Не нашли ответа на свой вопрос?

Задайте его менеджеру