Ответ: расходы на проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей учитываются при расчете налога на прибыль. Расходы на медицинское освидетельствование для замены водительского удостоверения в расходах по налогу на прибыль учесть нельзя, во избежание споров с ИФНС.

Обоснование. Работодатель обязан в рамках мероприятий по обеспечению безопасных условий и охраны труда за счет собственных средств организовать обязательные предрейсовые (в начале рабочего дня (смены)) и послерейсовые (в конце рабочего дня (смены)) медосмотры водителей в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ).

Таким образом, проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров работников, занятых на работах, связанных с движением транспорта, относится к мероприятиям по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Для целей налогообложения прибыли затраты организации на проведение медосмотров водителей, в соответствии с требованиями законодательства, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ.

Напомним, что по общему правилу расходы для целей налогообложения прибыли признаются при условии соответствия их критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. они должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены. В данной консультации исходим из предположения, что расходы соответствуют указанным критериям.

При применении метода начисления расходы на проведение медосмотров водителей признаются на дату оказания услуг (дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг) независимо от факта оплаты (абз. 1 п. 1, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Кроме того, водители транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия также проходят медицинское освидетельствование (п. 2 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), утвержденного Приказом Минздрава России от 24.11.2021 N 1092н (далее - Порядок)).

В этом случае нужно учитывать, что для целей налогообложения прибыли могут учитываться расходы на прохождение работниками медосмотров, являющихся обязательными в соответствии с законодательством РФ. Необходимость проведения таких осмотров должна быть обусловлена требованиями законодательства, в частности ст. ст. 214, 220 Трудового кодекса РФ (пп. 7, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, Письма Минфина России от 30.09.2021 N 03-03-06/1/79243, от 06.09.2021 N 03-03-06/1/71913, от 01.11.2019 N 03-04-05/84588, от 25.01.2019 N 03-03-06/1/3977).

Если прохождение медосмотров законодательством не предусмотрено, то расходы, связанные с их проведением, не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль (Письма Минфина России от 26.07.2019 N 03-03-06/1/55836, от 05.07.2019 N 03-03-06/1/49899).

Медицинское освидетельствование, связанное с заменой водительского удостоверения, не относится к медицинским осмотрам, обязанность по проведению которых установлена ст. 220 ТК РФ. Обязанность по компенсации расходов на проведение такого освидетельствования также не предусмотрена ТК РФ. Более того, п. 3 Порядка прямо предусмотрено, что это освидетельствование проводится за счет средств водителей. Схожее положение установлено в п. 2 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

Учитывая изложенное, полагаем, что учет расходов на компенсацию затрат работника на прохождение медицинского освидетельствования с целью замены водительских удостоверений в целях налога на прибыль может привести к спору с налоговыми органами.

Косвенно это подтверждается и разъяснениями, представленными в Письме Минфина России от 12.11.2018 N 03-11-11/81183, в котором рассматривалась возможность учета расходов на проведение врачебной комиссии в связи с заменой водительского удостоверения для целей УСН. По мнению ведомства, замена водительского удостоверения не связана с осуществлением предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, поэтому оснований для учета таких расходов не имеется.

Таким образом, исходя из более поздней позиции Минфина России в части возможности учета расходов на медосмотры, которые не предусмотрены законодательством, полагаем, что учесть расходы на медицинское освидетельствование для замены водительского удостоверения в расходах по налогу на прибыль нельзя. Иная позиция может привести к спору с налоговыми органами.

Подборка по данному вопросу:

Приказ Минздрава России от 24.11.2021 N 1092н "Об утверждении порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), порядка выдачи и формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, а также о признании утратившими силу отдельных приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации" {КонсультантПлюс}

Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль расходов работодателя на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. (Письмо Минфина России от 30.09.2021 N 03-03-06/1/79243) {КонсультантПлюс}

Вопрос: Об учете в целях УСН расходов, связанных с заменой водительского удостоверения, при осуществлении перевозок легковым такси. (Письмо Минфина России от 12.11.2018 N 03-11-11/81183) {КонсультантПлюс}

 

Демо-доступ

Не установлен
КонсультантПлюс?


Закажите демо-доступ

Доступ предоставляется бесплатно на 2 дня

Не нашли ответ?

Не нашли ответ?


Задайте вопрос эксперту