Ответ: Если в трудовом договоре или должностной инструкции, с которой работник был ознакомлен под подпись,  отсутствует такая обязанность как участие в закупочной деятельности работодателя, в том числе участие в комиссиях по осуществлению закупок, то работник вправе отказаться от исполнения указанных обязанностей.

В этом случае, чтобы выйти из состава комиссии, необходимо направить письменное уведомление работодателю, в котором изложить свою позицию и требование об исключении работника из состава комиссии по осуществлению закупок.

Обоснование: В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок.

Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.

Согласно ч. 5 ст. 39 Федерального закона №44-ФЗ, заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

При этом, членами комиссии не могут быть лица, перечисленные в ч. 6 ст. 39 Федерального закона №44-ФЗ. Членами комиссии могут быть, в частности, работники учреждения независимо от должности. Это могут быть директор учреждения, сотрудники бухгалтерии, контрактный управляющий, сотрудники контрактной службы, юристы и т.д.

Не менее половины комиссии должны составлять лица, которые прошли профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок или обладают специальными знаниями относительно объекта закупки (Письмо Минэкономразвития России от 29.08.2016 N ОГ-Д28-10399).

По сути, включение работника в состав комиссии по закупкам, возлагает на работника исполнение дополнительных обязанностей, которые могут быть и не предусмотрены в трудовом договоре.  В этом случае, работодатель не вправе возложить на работника дополнительные обязанности, не предусмотренные его трудовой функцией, против его воли. Работник вправе отказаться от исполнения дополнительных обязанностей.

Так, согласно ст. 60 ТК РФ, запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и  иными федеральными законами.

По общему правилу, в соответствии с ч. 1 ст. 72 ТК РФ, изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора.

Таким образом, если в трудовом договоре или должностной инструкции, с которой работник был ознакомлен под подпись,  отсутствует такая обязанность как участие в закупочной деятельности работодателя, в том числе участие в комиссиях по осуществлению закупок, то работник вправе отказаться от исполнения указанных обязанностей.

Кроме того, работодатель, при формировании комиссии и включении в состав комиссии работников, должен ознакомить каждого из них с приказом о создании комиссии. В этом приказе работник должен сделать отметку о том, что не согласен с включением его в состав комиссии.

Судебная практика по данному вопросу отсутствует.

Демо-доступ

Не установлен
КонсультантПлюс?


Закажите демо-доступ

Доступ предоставляется бесплатно на 2 дня

Не нашли ответ?

Не нашли ответ?


Задайте вопрос эксперту