Ответ: Положения Постановления Правительства РФ от 29.03.2022 N 505 об авансировании распространяются также на бюджетные и автономные муниципальные учреждения. В 2022 г. по федеральным контрактам можно предусмотреть аванс в размере до 50%, а при казначейском сопровождении - от 50 до 90%. Регионам и муниципалитетам рекомендовано принять аналогичные меры.

Обоснование: Предварительная оплата (аванс) означает, что заказчик обязан полностью или частично оплатить товары (работы, услуги) до того, как поставщик (подрядчик, исполнитель) исполнит свои обязательства. Предоплата по контракту в силу ст. ст. 487, 711, 781 ГК РФ может быть полной, т.е. составлять 100 процентов от стоимости товаров (работ, услуг), или частичной, когда окончательный расчет осуществляется после исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязанностей по договору.

Закон N 44-ФЗ не содержит каких-либо особых требований к авансовым платежам. Однако ч. 13 ст. 37 данного Закона предусмотрено, что нельзя выплачивать аванс при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, в отношении которого применены антидемпинговые меры.

В отдельных нормативных правовых актах вместе с тем могут предусматриваться ограничения в отношении аванса. Так, заказчики, которые являются получателями средств федерального бюджета, должны соблюдать ограничения на включение в контракты условия об авансе и требования к его размеру, определенные в п. 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета (утв. Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496 "О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета"; далее - Положение об исполнении бюджета), с учетом п. п. 1 и 2 Постановления Правительства РФ от 29.03.2022 N 505.

Минфин России указал, что положения Постановления Правительства РФ от 29.03.2022 N 505 об авансировании распространяются также на бюджетные и автономные учреждения (вопрос 2 Письма от 28.04.2022 N 09-01-09/39495).

Если государственным контрактом установлены отдельные этапы его исполнения и оплаты, то в ряде случаев не предусматривается выплата аванса на последнем этапе (п. 19 Положения об исполнении бюджета). Авансовые платежи должны осуществляться в пределах доведенных до таких заказчиков на соответствующие цели лимитов бюджетных обязательств.

Если федеральными законами, указами Президента РФ, Положением об исполнении бюджета, другими нормативными правовыми актами Правительства РФ не установлено иное, то заказчики - получатели средств федерального бюджета предусматривают авансовые платежи.

В 2022 г. заказчики - получатели средств федерального бюджета предусматривают в контрактах авансовые платежи в следующих размерах (п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.03.2022 N 505):

а) от 50% до 90% суммы контракта - если денежные средства подлежат казначейскому сопровождению.

При этом если контракт исполняется в 2022 и последующих годах и доведенных лимитов бюджетных обязательств недостаточно для выплаты аванса в текущем финансовом году, в контракте надо предусмотреть условие о том, что оставшееся часть аванса выплачивается не позднее 1 февраля очередного финансового года без подтверждения поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в объеме ранее выплаченного авансового платежа;

б) до 50% - если денежные средства не подлежат казначейскому сопровождению.

Минфин России разъяснил некоторые вопросы, касающиеся применения Постановления Правительства РФ от 29.03.2022 N 505, а именно то, что его действие распространяется и на случаи осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), что заказчик обязан установить в контракте условие об авансе в пределах от 50 до 90% суммы контракта, но не более ЛБО, доведенных на указанные цели на финансовый год, когда контракт (расчеты или авансы) подлежит казначейскому сопровождению. Если в отношении контракта казначейское сопровождение не предусмотрено, установление условия об авансировании является правом заказчика. При этом размер авансового платежа не должен превышать 50% суммы контракта, а также ЛБО, доведенных на финансовый год на указанные цели. Нижней границы размера аванса не предусмотрено (вопросы 1, 3, 4, 8 Письма Минфина России от 28.04.2022 N 09-01-09/39495).

Получатели средств федерального бюджета могут в уже заключенных контрактах установить указанные размеры авансовых платежей (в том числе в случае, когда авансирование контрактом при его заключении не предусмотрено). Для этого необходимо в соответствии с ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ заключить дополнительное соглашение к контракту об увеличении размера авансового платежа с соблюдением размера обеспечения исполнения контракта, устанавливаемого по ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ (п. 4 Постановления Правительства РФ от 29.03.2022 N 505, вопрос 6 Письма Минфина России от 28.04.2022 N 09-01-09/39495). При этом нельзя увеличивать размер аванса при отсутствии обстоятельств, из-за которых невозможно исполнить контракт. Это связано с тем, что исходя из ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ допускается изменять существенные условия ранее заключенного контракта, только если при его исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения (вопрос 10 Письма Минфина России от 28.04.2022 N 09-01-09/39495).

Высшим исполнительным органам госвласти субъектов РФ (местным администрациям) рекомендовано принять меры, обеспечивающие включение заказчиками - получателями средств соответствующих бюджетов в заключаемые и в ранее заключенные контракты авансовых платежей в вышеуказанных размерах (п. 5 Постановления Правительства РФ от 29.03.2022 N 505);

Подробнее см.: Путеводитель по договорной работе. Государственный и муниципальный контракт.

Не нашли ответа на свой вопрос?

Задайте его менеджеру