Ответ: 1. Ответственность за нарушение обязанностей головного исполнителя в части неуведомления исполнителя о том, что контракт с ним заключен в целях выполнения государственного оборонного заказа, а также не включения в контракт типовых условий, наступает в случае, если такие действия (бездействия) приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по государственному оборонному заказу,неисполнению или ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу. Ответственность предусмотрена ст. 14.55.2 КоАП РФ.

2. Ответственность за неисполнение исполнителем по государственному оборонному заказу требований о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности  предусмотрена п.1 с. 15.37 КоАП РФ. Для привлечения к ответственности по данной статье исполнитель должен быть стороной контракта по государственному оборонному заказу (включение исполнителя в кооперацию).

Вместе с тем, имеется судебная практика, в соответствии с которой, то обстоятельство, что исполнитель в нарушении положений ст. 8 Закон № 275-ФЗ не был уведомлен о том, что контракт заключен для целей государственного оборонного заказа, и в него не включен ИГК, не может являться основанием для освобождения его от ответственности, если фактически поставка осуществлялась в рамках государственного оборонного заказа.

Обоснование:

1. В соответствии с п.12 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон № 275-ФЗ) головной исполнитель принимает при заключении контрактов с исполнителями необходимые меры по их исполнению, информирует исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа.

П. 4 ч. 1 ст. 8 Закона № 275-ФЗ устанавливает, что головной исполнитель включает идентификатор государственного контракта в контракты, заключаемые с исполнителями, а также в силу п.1 ч. 1 ст. 8 Закона № 275-ФЗ  включает положения типовых условий контрактов, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 настоящего Закона, в контракты, заключаемые с исполнителями.

За нарушение обязанностей, наложенных на головного исполнителя названными правовыми нормами он может быть привлечен к административной ответственности по ст. 14.55.2 КоАП РФ, в случае, если такие действия головного исполнителя привели или могли привести к необоснованному завышению цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнению или ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу.

Так, п. 1 названной статьи устанавливает ответственность за совершение головным исполнителем, исполнителем действий (бездействия), запрещенных законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, если такие действия (бездействие) приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнению или ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, статьями 14.31 и 14.55 КоАП РФ

Такие действия влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

2. В соответствии с п. 16 ч.2 ст. 8 Закона N 275-ФЗ исполнитель ГОЗ ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту и предоставляет государственному заказчику информацию об исполнении каждого контракта в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Правила ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 47. Согласно п. 5 указанных Правил они обязательны для применения всеми организациями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

При этом, п.1 с. 15.37 КоАП РФ предусмотрена ответственность неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Исполнитель по государственному оборонному заказу (исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу) - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем (п. 4ст. 3Закона N 275-ФЗ).

Контрактом признается договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставку продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа, и предусматривающий в том числе обязательства сторон и их ответственность.

Таким образом, для привлечения к ответственности по данной статье исполнитель должен быть стороной контракта по государственному оборонному заказу (включение исполнителя в кооперацию).

Вместе с тем, имеется судебная практика, в соответствии с которой, то обстоятельство, что исполнитель в нарушении положений ст. 8 Закон № 275-ФЗ не был уведомлен о том, что контракт заключен для целей государственного оборонного заказа, и в него не включен ИГК не может являться основанием для освобождением его от ответственности, если фактически поставка осуществлялась в рамках государственного оборонного заказа (Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23 апреля 2021 г. N 16-1941/2021).

Демо-доступ

Не установлен
КонсультантПлюс?


Закажите демо-доступ

Доступ предоставляется бесплатно на 2 дня

Не нашли ответ?

Не нашли ответ?


Задайте вопрос эксперту