Ответ: Закупка у единственного поставщика осуществляется в соответствии с положением о закупке заказчика. Обязанности размещать документы в ЕИС на заказчике нет

Обоснование: Добрый день! Единственный поставщик - это контрагент, который заключает договор с заказчиком напрямую, без соревнования с иными лицами. Возможно два варианта заключения такого договора с заказчиком:

  • без объявления конкурентной процедуры. В этом случае заказчик проводит в соответствии со своим положением закупку у единственного поставщика и заключает договор напрямую. При такой закупке заказчик не ограничен процедурными требованиями и может установить любой порядок заключения договора в своем положении о закупке (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ);
  • по итогам конкурентной процедуры, на которую подал заявку или допущен только один участник. В этом случае договор может быть заключен, если положением о закупке заказчика предусмотрено заключение договора с такими лицами.

Для подготовки к проведению закупки необходимо в положении предусмотреть случаи, когда проводится такая закупка, и включить закупку в план.

В каких случаях провести закупку у единственного поставщика и заключить договор без проведения торгов по Закону N 223-ФЗ

Провести такую закупку можно исключительно в случаях, предусмотренных вашим положением о закупке. Закрепите в нем возможность осуществления закупки у единственного поставщика, порядок и исчерпывающий перечень случаев ее проведения (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ).

Заключение договора без проведения торгов будет нарушением, если вы его заключили на основаниях, не предусмотренных положением о закупке. Такой договор может быть признан судом недействительным (п. 1 ст. 168 ГК РФ).

В Законе N 223-ФЗ не определены случаи, когда заказчик может осуществлять закупку у единственного поставщика. Следовательно, вам нужно самостоятельно определить в положении о закупке основания (в том числе критерии и случаи) для проведения этой закупки. Если вы не установите такие основания, ваши действия могут признать неправомерными, поскольку это приводит к ограничению конкуренции. Для закупки у единственного поставщика должны быть разумные и объективные причины, обосновывающие, например, неэффективность применения конкурентных процедур. В частности, они неэффективны, когда товарный рынок ограничен. В ином случае выбор неконкурентного способа закупки будет злоупотреблением правом (Определение Верховного Суда РФ от 16.09.2021 N 306-ЭС21-13429 по делу N А57-6544/2020, п. 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)). Минфин России указал, что цели Закона N 223-ФЗ не выполняются, если большая часть закупок проводится у единственного поставщика (Письмо от 19.04.2019 N 24-04-07/28730).

Ограничением конкуренции может быть признано осуществление закупки у единственного поставщика, если оно не обусловлено, например, экономическо-производственной необходимостью, а также отсутствует потребность в ее срочном проведении. На это, в частности, указано в п. 7 Обзора практики применения антимонопольного законодательства коллегиальными органами ФАС России (за период с 01.07.2018 по 01.07.2019), утвержденного протоколом Президиума ФАС России.

Когда внести закупку у единственного поставщика в план закупки

Проведение неконкурентной закупки, как и других процедур по Закону N 223-ФЗ, должно быть предусмотрено в плане закупки (ч. 5.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

Осуществить закупку, информации о которой нет в плане закупки, можно только в следующих случаях (п. 4 Правил формирования плана закупки, ч. 5.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ):

  • сведения о закупке не подлежат включению в план закупки;
  • могут не включаться в него по усмотрению заказчика;
  • возникла срочная потребность в закупке (вследствие аварии, иных ЧС природного или техногенного характера, непреодолимой силы и т.д.). При осуществлении такой закупки вы можете внести сведения в план закупки после проведения процедуры.

Во всех остальных случаях необходимо предварительно внести сведения о неконкурентной закупке в план.

сли заказчик осуществил не предусмотренную планом закупку, антимонопольный орган может квалифицировать отсутствие информации о ней в плане как неразмещение информации о закупке и наложить штраф, предусмотренный ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Обоснование проведения закупки у единственного поставщика Закон N 223-ФЗ составлять не требует. Достаточно организовать ее в точном соответствии нормам положения о закупке, указав на конкретное основание при заполнении формы плана закупки. Однако при желании вы можете составить такое обоснование в свободной форме.

Как определить единственного поставщика для закупки по Закону N 223-ФЗ

Порядок подготовки и проведения закупки у единственного поставщика определяется в соответствии с положением о закупке (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ). Это значит, что каждый заказчик самостоятельно решает, как ему выбирать такого поставщика, ограничений нет, кроме правил, которые могут быть установлены в положении. Вы можете искать информацию о возможных поставщиках интересующей вас продукции в любых доступных источниках.

Требования к единственному поставщику предъявляйте в соответствии с положением о закупке. Им может быть любое физическое или юридическое лицо либо объединение таких лиц. Единых требований или ограничений нет (ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Вы можете, например, предъявлять такие же требования к единственному поставщику, как и к участникам конкурентных закупок.

Какие сведения о закупке у единственного поставщика подготовить и разместить в ЕИС

Закон не обязывает заказчика готовить какие-либо документы (например, документацию, извещение, проект договора) при закупке у единственного поставщика и размещать их в ЕИС. Чтобы принять решение, руководствуйтесь только правилами своего положения о закупке (ст. 3.6, ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).

Соответственно, формируя положение о закупке, самостоятельно определите, какие документы необходимо подготовить при закупке у единственного поставщика и размещать ли информацию о такой закупке в ЕИС. Помните: нельзя установить, что в одних случаях информация размещается в ЕИС, а в других нет (например, в зависимости от предмета закупки) (Письмо Минфина России от 23.01.2019 N 24-04-05/3393).

Учтите, что в ЕИС можно не размещать сведения (ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ):

  • о закупках, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. (500 тыс. руб. для крупных заказчиков);
  • закупке услуг по привлечению во вклады средств организаций, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом, получению кредитов и займов, выдаче банковских гарантий, поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов (включая аккредитивы), о закупке брокерских услуг, услуг депозитариев;
  • закупке, которая связана с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным (муниципальным) имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимости.

Кроме того, в ЕИС нельзя размещать сведения (ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ):

  • о закупках, о заключении договоров, составляющие государственную тайну;
  • закупке, осуществляемой в рамках выполнения ГОЗ в целях обеспечения обороны и безопасности РФ в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры;
  • закупке, если принято решение Правительства РФ о неразмещении информации в ЕИС в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.

 

Ответ подготовлен с использованием материалов СПС Консультант Плюс, содержащихся в следующих информационных банках:

- СПС КонсультантПлюс: Версия Проф;

- Российское законодательство;

- ИБ Российское законодательство (расширенная версия)

Не нашли ответа на свой вопрос?

Задайте его менеджеру