Ответ: Во-первых, в нормативных актах о возможности освобождения работников от стажировки имеются некоторые противоречия. С точки зрения норм ТК и Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (утв. Постановлением Правительства России от 24.12.2021 N 2464)работодатель не вправе делать лично для кого-либо из работников исключения из своего локального нормативный акта -Перечня профессий и должностей работников, которым необходимо пройти стажировку на рабочем месте. С другой стороны, некоторые ведомственные нормативные акты устанавливают основания для освобождения от стажировки опытных работников при смене подразделения, если характер их работы и тип оборудования не меняется. Во-вторых, работодатель может внести не противоречащие федеральному законодательству изменения в свой локальный нормативный акт - Перечень профессий и должностей работников, которым необходимо пройти стажировку на рабочем месте.  И при внесении изменений в локальный акт работодатель может исключить из него те профессии и должности работников, которым по мнению организации-работодателя не требуется стажировка на рабочем месте (с обязательным сохранением в Перечнетех профессий и должностей, исполнение трудовых обязанностей по которым является работой повышенной опасности).

Обоснование: Согласно абзацу 13 ст. 214 ТК работодатель обязан обеспечить в т.ч. обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда.

Абзац 4 ст. 219 ТК гласит, что обучение по охране труда предусматривает получение знаний, умений и навыков в ходе проведения стажировки на рабочем месте(для определенных категорий работников). В соответствии с требованиями абзацем 3 ч. 1 ст. 76 ТК работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение (частью которого является стажировка - абзац 4 ст. 219 ТК) и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

П. 26 Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (утв. Постановлением Правительства России от 24.12.2021 N 2464) гласит, что Перечень профессий и должностей работников, которым необходимо пройти стажировку на рабочем месте (далее - Перечень), устанавливается работодателем с учетом мнения профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа (при наличии).

Обязательному включению в указанный Перечень подлежат наименования профессий и должностей работников, выполняющих работы повышенной опасности. То есть Перечень является локальным нормативным актом работодателя. И, как во всякий локальный акт, в Перечень могут быть внесены работодателем изменения, не противоречащие федеральному законодательству изменения.

Как усматривает из норм ТК и раздела III «Организация и проведение стажировки на рабочем месте» указанных выше Правил, необходимость стажировки связана не с имеющимся опытом работы по профессии, а с конкретным рабочим местом.

Однако, в некоторых ведомственных нормативных актах установлены основания для освобождения от стажировки опытных работников,имеющих стаж работы по специальности не менее 3-х лет, в случаи их переход из одного подразделения организации-работодателя в другое, если характер их работы и тип оборудования, на котором они работали ранее, не меняются.

Примерами таковых актов можно назвать:

  • Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (абзац 2 п. 2.3.10);
  • Порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда для руководителей и других должностных лиц, ответственных за охрану труда на предприятиях и в организациях отрасли, утв. Приказом Минсвязи России от 23.07.2002 N 86 (абзац 3 п. 6.2.4);
  • Типовое положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда в Федеральной пограничной службе Российской Федерации, утв. ПриказомФедеральной пограничной службе Российской Федерации от 28.03.1997 N 201 (абзац 2 п. 4.3.6);

Стоит отметить, что нормы ведомственных актов об освобождении от стажировки опытных работников,имеющих стаж работы по специальности не менее 3-х лет, в случаи их переход из одного подразделения организации-работодателя в другоемогли быть основаны на абзаце 2 п. 7.2.4ГОСТ 12.0.004-90. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения,утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 05.11.1990 N 2797. Ныне этот ГОСТ утратил силу (Приказ Росстандарта от 09.06.2016 N 600-ст).

Поэтому при применении указанных выше ведомственных актов следует весьма осторожно относиться к идее об освобождении от стажировки опытных работников.

Ведь за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения (частью которого является стажировка - абзац 4 ст. 219 ТК) и без проверки знаний требований охраны труда работодатель может быть привлечён к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП. Например, для юрлица предусмотрен штраф от 110 тыс. до 130 тыс. руб. Такое правонарушение является длящимся (п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2021 N 45).

Например, в решении Верховного Суда Республики Крым от 16.11.2016 по делу N 21-635/2016 и решении Свердловского областного суда от 15.03.2017 по делу N 72-321/2017 отмечалось в числе оснований для привлечения к административной ответственности организаций-работодателей по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП то обстоятельство, что их работники не прошли не прошли стажировок.

Иначе говоря, в законодательстве усматривается некоторое противоречие в вопросе о возможности введения в локальном нормативном акте (Перечне) исключений в части необходимости стажировок для категории опытных работников.

Ведь, повторяясь ещё раз, с одной стороныТК и Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (утв. Постановлением Правительства России от 24.12.2021 N 2464) связывают необходимость стажировки не с имеющимся опытом работы по профессии, а с конкретным рабочим местом.

С другой стороны, некоторые ведомственные нормативные акты устанавливаютвозможность для освобождения от стажировки конкретных работников при смене подразделения, если характер их работы и тип оборудования не меняется.

Поскольку правоприменительная практика новых Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (утв. Постановлением Правительства России от 24.12.2021 N 2464)ещё не сформировалось, то было бы возможным на основании ч. 1 ст. 16 ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и п. 3 ст. 5 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» для получения официальных разъяснений о возможности введения в локальном нормативном акте (Перечне) исключений в части необходимости стажировок для опытных работников обратиться с письменнымизапросамив:

О стажировке на рабочем месте рассказывается в ряде документов СПС «Консультант-Плюс»:

Готовое решение: Как провести и оформить обучение по охране труда в форме стажировки на рабочем месте (КонсультантПлюс, 2022);

Вопрос: Что такое стажировка на рабочем месте, обязанность обеспечения которой возлагается на работодателя, и кто ее должен проходить? (Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2022).

.

Демо-доступ

Не установлен
КонсультантПлюс?


Закажите демо-доступ

Доступ предоставляется бесплатно на 2 дня

Не нашли ответ?

Не нашли ответ?


Задайте вопрос эксперту