Ответ: Применение норм Закона № 44-ФЗ по аналогии возможно лишь в части регламентации самой закупочной деятельности, к возмещению убытков согласно ст. 15 ГК РФ нормы Закона № 44-ФЗ по аналогии не применяются (Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2018 N 305-ЭС17-7240; п. 34 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22 июля 2020 г.).

Обоснование: Согласно ч.1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними положениями о закупке.

Согласно п.1 ст.6 ГК РФ, в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Таким образом, применение норм Закона № 44-ФЗ по аналогии возможно только если отношения прямо не урегулированы нормами Закона № 223-ФЗ, ГК РФ.

Так, например, доводы истца о применении Закона N 44-ФЗ по аналогии в части порядка определения способа осуществления закупки судом были отклонены, поскольку спорные правоотношения подпадают под правовое регулирование Закона N 223-ФЗ. Суд первой инстанции сослался на позицию Верховного Суда РФ о том, что Закон N 44-ФЗ нацелен на расходование бюджетных средств, а Закон N 223-ФЗ - на эффективное удовлетворение потребностей самого заказчика, который самостоятельно устанавливает правила осуществления им закупок, утверждая положение о закупке, определяя виды процедур и критерии отбора (Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2018 N 305-ЭС17-7240; п. 34 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22 июля 2020 г.).

Допустимо применение аналогии закона, а именно - нормоположенийчасти 6 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которой победитель размещает подписанный проект контракта, обеспечение его исполнения в течение трех дней с даты рассмотрения заказчиком протокола разногласий (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2019 N 09АП-59252/2019 по делу N А40-71244/2019).

Процессуальные действия антимонопольного органа в случае подачи участником закупки жалобы на положения закупочной документации уже на стадии подведения итогов прямо Законом о закупках не урегулированы, а потому в настоящем случае допустимо применение аналогии закона, а именно нормоположенийчасти 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которой жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах (Решение Московского УФАС России от 02.12.2019 по делу N 077/07/00-15396/2019).

Таким образом, применение норм Закона № 44-ФЗ по аналогии возможно лишь в части регламентации самой закупочной деятельности, к возмещению убытков согласно ст. 15 ГК РФ нормы Закона № 44-ФЗ по аналогии не применяются.

Не нашли ответа на свой вопрос?

Задайте его менеджеру