Ответ: Унитарное предприятие вправе отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения. Такое право предприятие может реализовать в силу ст. 49 ГК РФ и п. 3 ст. 18 Федерального закона N 161-ФЗ лишь при условии, что отказ от имущества не отразится на возможности осуществления деятельности, цели, предмет и виды которой определены уставом, с соблюдением принципа специальной (целевой) правоспособности унитарных предприятий.

Обоснование: Право хозяйственного ведения имуществом, если иное не предусмотрено ГК РФ, прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника (п. 3 ст. 299 ГК РФ, п. 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.02.2001 N 60 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации").

Таким образом, основаниями прекращения права собственности являются отчуждение собственником своего имущества другим лицам, отказ собственника от права собственности, гибель или уничтожение имущества и утрата права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом, включая принудительное изъятие имущества у собственника в соответствии с законом (п. п. 1 и 2 ст. 235 ГК РФ).

Данные основания являются одновременно и основаниями для прекращения права хозяйственного ведения. Дополнительным основанием для прекращения права хозяйственного ведения является отказ от права хозяйственного ведения.

Общие основания прекращения права собственности, предусмотренные в п. 1 ст. 235 ГК РФ, с учетом положений п. 3 ст. 299 ГК РФ предоставляют возможность унитарному предприятию отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения. Такое право предприятие может реализовать и в силу ст. 49 ГК РФ (правоспособность юридического лица), а также п. 3 ст. 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Таким образом, организация, которой переданы в хозяйственное ведение государственная или муниципальная собственность, вправе как отказаться от данного права, так и осуществить возврат имущества в случае его неиспользования в казну.

Однако подобное распоряжение имуществом (отказ от него) не должно отразиться на возможности осуществления предприятием деятельности, цели, предмет и виды которой определены его уставом. С учетом специфики специальной (целевой) правоспособности унитарных предприятий все действия предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом должны быть обусловлены прежде всего задачами его уставной деятельности, а также целевым назначением имущества, предоставленного для их выполнения (См., например, Постановление АС ЦО от 01.03.2021 N Ф10-6044/2020 по делу N А36-10161/2016.

Так, если распоряжение имуществом (отказ от него) отразится на возможности осуществления предприятием деятельности, то такой отказ может быть признан ничтожной сделкой независимо от того, совершен ли он по инициативе предприятия либо по решению с согласия собственника (Постановление Президиума ВАС РФ от 18 ноября 2008 г. N 10984/08 по делу N А79-7776/2007, Постановление ФАС Уральского округа от 02.02.2009 N Ф09-9982/08-С6).

Унитарное предприятие может отказаться от имущества, которое оно не использует в своей хозяйственной деятельности, в том числе если оно не получает каких-либо доходов от пользования таким имуществом иным лицом (Постановление АС ДВО от 05.08.2019 N Ф03-3360/2019 по делу N А73-12834/2016).

Демо-доступ

Не установлен
КонсультантПлюс?


Закажите демо-доступ

Доступ предоставляется бесплатно на 2 дня

Не нашли ответ?

Не нашли ответ?


Задайте вопрос эксперту