Ответ: С точки зрения гражданского законодательства сохранить прежние условия договора на вывоз ТКО возможно, если на замену стороны договорасогласится противоположная сторона – организация, оказывающая услуги по вывозу ТКО. В договор о вывозе ТКО возможно включение условия об учёте ТКО на основе количества и объема контейнеров для накопления ТКО при наличии площадки накопления ТКО, включённой в территориальную схему по обращению с отходами.

При этом существует довольно-таки скудная судебная практика(удалось найти единственный акт), когда потребитель услуги по вывозу ТКО добивался через суд включения в договор на вывоз пункта ТКО норм о том, что учёт количества ТКО осуществляется на основе контейнеров.

Справочно сообщаем, что в Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.02.2021 N Ф06-70118/2020 по делу N А55-24111/2019 (оно вынесено в пользу оператора ТКО)подчёркивалось: «Действующее законодательство Российской Федерации содержит ряд требований для осуществления коммерческого учета объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема контейнеров».

Также, в тексте данного судебного акта приводились нормы права, регламентирующие обустройство данных площадок для контейнеров.

Обоснование: Обоснование ответа на вопрос № 1 («Сохраняются ли условия договора при смене собственника (юр лицо) ТКО?»).

С точки зрения гражданского законодательства сохранить прежние условия договора на вывоз ТКО возможно в случае замены стороны в договоре.

Замена стороны в договоре - это одновременная передача всех прав и обязанностей по договору другому лицу. Это называется передачей договора (ст. 392.3 ГК).

В результате к третьему лицу переходят все права и обязанности стороны, в том числе возникшие до передачи договора, если иное прямо не установлено в соглашении о его передаче (п. 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)).

Ст. 392.3 ГКгласит, что в случае одновременной передачи стороной всех прав и обязанностей по договору другому лицу (передача договора) к сделке по передаче соответственно применяются правила об уступке требования и о переводе долга.

Ст. 391 «Условия и форма перевода долга» гласит, что перевод долга с должника на другое лицо может быть произведен по соглашению между первоначальным должником и новым должником.

В обязательствах, связанных с осуществлением их сторонами предпринимательской деятельности, перевод долга может быть произведен по соглашению между кредитором и новым должником, согласно которому новый должник принимает на себя обязательство первоначального должника.

Также, п. 2 ст. 391 ГК определяет, что перевод должником своего долга на другое лицо допускается с согласия кредитора и при отсутствии такого согласия является ничтожным.

Таким образом, замена одной стороны в договоре возможна только при согласии противоположной стороны –организации, осуществляющей вывоз ТКО.

Обоснование ответа на вопрос № 2 («Имеется ли судебная практика о понуждении заключить договор на прежних условиях?»).

Пункт5Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (утв. Постановлением Правительства России от 03.06.2016 N 505) устанавливает, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема (ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что норматив накопления твердых коммунальных отходов–это среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени);

- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б)исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

Предложение о заключении договора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Эко Строй ресурс» содержит типовой текст договора в котором указываются варианты учёта ТКО. В данном варианте договора имеются следующие пункты.

П. 6.1 «В случае если оплата услуг по настоящему договору производится исходя из норматива накопления ТКО…»

П. 6.2 «В случае, если оплата услуг по настоящему договору производится исходя из количества и объема накопителей…»

П. 16«Стороны производят учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правиламикоммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 03.06.2016 года № 505 «Об утверждении Правилкоммерческого учета объема и (или) массы ТКО», следующим способом: в соответствии сПриложением № 1 к настоящему договору.

Учет объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема накопителей производится только в случае, если у Потребителя имеется место (площадка) накопления ТКО,расположенное на земельном участке, который на законном основании принадлежитПотребителю, исключающее возможность складирования (накопления) на ней ТКО третьимилицами. Место (площадка) накопления ТКО должно быть включено в территориальную схему по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденнуюуполномоченным органом исполнительной власти Самарской области и (или) включено в реестрмест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов органов местного самоуправленияи иметь заключение Роспотребнадзора о его соответствии санитарно-эпидемиологическимтребованиям».

Ч. 1 ст. 13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» гласит, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Ч. 4 ст. 13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» указывает, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Ч. 1 ст. 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

Ч. 2 ст. 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления» указывает, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.09.2020 N Ф06-65070/2020 по делу N А12-38317/2019 отмечало: «Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.02.2020, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2020, исковые требования удовлетворены частично, судом урегулированыразногласия, возникшие между ООО "Альциона" и ООО "Управление отходами - Волгоград" при заключении договора от 01.01.2019 N 49090 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами следующим образом:

- пункт 2.2 договора изложен в следующей редакции: "Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора";

- пункт 5.1 договора изложен в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами N 505, следующим способом: расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов"».

Также, в данном Постановлении отмечалось, что: «Следует отметить, что в ходе настоящего судебного разбирательства истец представил доказательства принадлежности ему контейнерной площадки…».

Справочно сообщаем, что Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.02.2021 N Ф06-70118/2020 по делу N А55-24111/2019 (оно вынесенов пользу оператора ТКО) отмечало следующее: «В соответствии с пунктом 15.1 нового Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Самарской области обязательным условием раздельного накопления ТКО на территории Самарской области является определение органами местного самоуправления мест (площадок) накопления ТКО для раздельного накопления, схемы их размещения на соответствующей территории, проведение мероприятий по обустройству указанных мест, в том числе размещение контейнеров для раздельного накопления ТКО и включение в реестр мест (площадок) накопления ТКО, ведение которого осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" (далее - Правила N 1039).

Однако эти условия в данном случае отсутствуют, поскольку на территории Самарской области не определены органами местного самоуправления места (площадки) накопления ТКО для раздельного накопления и схемы их размещения, не проведены мероприятия по обустройству указанных мест, в том числе размещение контейнеров для раздельного накопления ТКО и включение в реестр мест (площадок) накопления ТКО.

Кроме того, как установлено судами, контейнерная площадка истца, которую он организовал на своей территории, не включена в территориальную схему размещения площадок для общего накопления ТКО, которая утверждена приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 N 228 (далее - Приказ N 228), и не соответствует требованиям нормативных актов по обращению с ТКО, регулирующих организацию контейнерных площадок».

В Постановлении подчёркивалось: «Действующее законодательство Российской Федерации содержит ряд требований для осуществления коммерческого учета объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема контейнеров».

Также, в тексте данного судебного акта приводились нормы права, регламентирующие обустройство данных площадок под контейнеры.

Также, там отмечалось: «Учитывая, что истцом не представлено в материалы дела доказательств разделения ТКО по видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО, доказательств наличия мест (площадок) накопления ТКО, надлежащим образом включенных в территориальную схему, нормативного обоснования необходимого количества контейнеров для накопления ТКО на контейнерной площадке у ТРЦ "Вива Лэнд" в количестве двух единиц, доказательств соблюдения на своей контейнерной площадке санитарно-эпидемиологических требований, суд первой инстанции правомерно признал обоснованной редакцию спорного договора, предложенную ответчиком».

Демо-доступ

Не установлен
КонсультантПлюс?


Закажите демо-доступ

Доступ предоставляется бесплатно на 2 дня

Не нашли ответ?

Не нашли ответ?


Задайте вопрос эксперту