Законодательство РФ не содержит обязанности заключения с членами ликвидационной комиссии или ликвидатором трудового договора. Однако организация вправе заключить либо трудовой, либо гражданско-правовой договор. С ликвидатором, назначенным из числа работников, может быть заключено дополнительное соглашение. В связи с чем, член ликвидационной комиссии может работать и на безвозмездной основе.

Трудовой договор с директором - единственным учредителем может не заключаться (Письма Роструда от 06.03.2013 N 177-6-1, от 28.12.2006 N 2262-6-1, Минздравсоцразвития России от 18.08.2009 N 22-2-3199 (направлено Письмом ФНС России от 16.09.2009 N ШС-17-3/168@), Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2019 N 07АП-2875/2019 по делу N А45-35245/2018, акты во вложении к консультации).

Таким образом, законодательство РФ не содержит обязанности заключения с членами ликвидационной комиссии или ликвидатором какого-либо договора (трудового либо гражданско-правового), тем не менее по желанию учредителей (участников) юридического лица такие договоры могут заключаться. С ликвидатором, назначенным из числа работников, может быть заключено дополнительное соглашение. В случае если ликвидатор не является работником, с ним может быть заключен гражданско-правовой договор или срочный трудовой договор.

О рисках при работе комиссии см. далее.

Обоснование:

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (п. 3 ст. 62 Гражданского кодекса РФ).

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора) основываются на решении учредителей (участников, акционеров), при этом законодательство не определяет момент прекращения их полномочий (п. п. 3, 4 ст. 62 ГК РФ, п. п. 2, 3 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", п. п. 2, 3 ст. 21 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").

Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Законодательство РФ не содержит обязанности заключения с членами ликвидационной комиссии или ликвидатором какого-либо договора (трудового либо гражданско-правового). Несмотря на то что законодательством не урегулирован вопрос о правовой природе отношений между ликвидируемой организацией и ликвидатором, с ликвидатором может быть заключен гражданско-правовой договор либо срочный трудовой договор.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Срочный трудовой договор заключается в том числе в случаях выполнения заведомо определенной работы (абз. 7, 8 ч. 1 ст. 59 ТК РФ).

Возможность заключения с членом ликвидационной комиссии срочного трудового договора в соответствии с абз. 7 ч. 1 ст. 59 ТК как с лицом, поступающим на работу в организации, созданные на заведомо определенный период времени или для выполнения заведомо определенной работы, находит подтверждение в судебной практике (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.06.2019 N Ф07-5914/2019 по делу N А56-67058/2018).

Вместе с тем срочный трудовой договор может заключаться также с лицами для выполнения определенной работы, если ее завершение не может быть определено конкретной датой (абз. 8 ч. 1 ст. 59 ТК РФ). По завершении этой работы договор прекращается (ч. 2 ст. 79 ТК РФ, п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

Таким образом, с членом ликвидационной комиссии может быть заключен либо гражданско-правовой договор об оказании услуг по ликвидации общества, либо срочный трудовой договор, которым определяются обязанности ликвидационной комиссии (ликвидатора) и размер вознаграждения.

Если же ликвидатор назначается, например, из числа работников организации, то с ним может быть заключено дополнительное соглашение к уже имеющемуся трудовому договору с изменением соответствующих обязанностей (ст. 72 ТК РФ).

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 9 ст. 63 ГК РФ).

Моментом государственной регистрации признается момент внесения регистрирующим органом записи в Единый государственный реестр юридических лиц, следовательно, с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица прекращается правоспособность общества (п. 2 ст. 11 Федерального закона N 129-ФЗ).

Трудовой договор с директором - единственным учредителем может не заключаться (Письма Роструда от 06.03.2013 N 177-6-1, от 28.12.2006 N 2262-6-1, Минздравсоцразвития России от 18.08.2009 N 22-2-3199 (направлено Письмом ФНС России от 16.09.2009 N ШС-17-3/168@), Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2019 N 07АП-2875/2019 по делу N А45-35245/2018, акты во вложении к консультации).

Таким образом, законодательство РФ не содержит обязанности заключения с членами ликвидационной комиссии или ликвидатором какого-либо договора (трудового либо гражданско-правового), тем не менее по желанию учредителей (участников) юридического лица такие договоры могут заключаться. С ликвидатором, назначенным из числа работников, может быть заключено дополнительное соглашение. В случае если ликвидатор не является работником, с ним может быть заключен гражданско-правовой договор или срочный трудовой договор.

Окончанием срока действия полномочий ликвидационной комиссии (ликвидатора) будет являться дата внесения регистрирующим органом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Для получения дополнительной информации см. Вопрос: Каков порядок назначения ликвидатором директора - единственного учредителя ООО? (Консультация эксперта, 2021) {КонсультантПлюс} (во вложении к консультации).

Риски.

Главный риск при ликвидации организации это высокая вероятность выездной налоговой проверки. Если есть недоимки перед бюджетом, если был высокий оборот y компании, в случае неточностей с НДC — вероятность выездной налоговой проверки при ликвидации многократно возрастает.

Ликвидационная комиссия (далее - ЛК) выполняет все функции исполнительного органа компании. Помимо обычных полномочий, включающих право на ведение судебных дел и представительство интересов компании при выездной проверке налоговыми органами, на ликвидатора возложены специальные обязанности, связанные с необходимостью соблюдения установленной процедуры:

- Сдать бланк Р15001 в течении 3 дней с момента создания ЛК;

- Опубликовать сообщение в СМИ о прекращении функционирования Общества;

- Провести все возможные мероприятия, направленные на выявление кредиторов и письменно сообщить им о закрытии фирмы;

- Предпринять меры для погашения дебиторской задолженности;

- Подготовить и сдать промежуточный ликвидационный баланс;

- Письменно сообщить о начале процедуры работникам компании;

- Продать имущество при нехватке денежных средств на погашение долгов;

- Принять меры к возбуждению дела о банкротстве при обнаружении признаков несостоятельности;

- Передать оставшееся имущество участникам;

- Передать в архив документы, подлежащие дальнейшему хранению (например, кадровые);

- Подготовить и сдать итоговый ликвидационный баланс с формой Р16001.

Только после исключения компании из ЕГРЮЛ работа ЛК фактически заканчивается, однако претензии к ее членам могут быть предъявлены до истечения сроков давности по соответствующим спорам, что может повлечь ответственность ликвидатора при ликвидации ООО.

Административная ответственность за нарушение срока уведомления налоговой:

Законодательство устанавливает короткий период на уведомление налоговиков о создании ЛК. На это действие отводится всего 3 рабочих дня с момента принятия соответствующего решения.

Просрочка передачи в этот период Р15001 в инспекцию обойдется в 5000 рублей по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ (некоторую вероятность отделаться предупреждением в расчет не принимаем).

Необходимо понимать, что в процессе деятельности ЛК форма Р15001 подается дважды.

Второй раз она представляется при утверждении промежуточного ликвидационного баланса. Как следствие, второе нарушение будет «стоить» еще 5000 руб.

В отличие от предыдущей формы, сроки для подачи «окончательной» Р16001, необходимой для получения листа записи об исключении Общества из ЕГРЮЛ и уведомления о снятии с налогового учета, вообще не установлены. Как следствие, нет и штрафа за опоздание с ее представлением.

Но не стоит забывать и о третьей возможности получить штраф. Если ЛК по какой-либо причине не представит в ИФНС форму Р15001, то последует привлечение уже по ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, которая предусматривает штраф до 10000 руб.

Помимо общения с налоговиками, ЛК ожидает встреча с сотрудниками государственных архивов в целях передачи на хранение документации ООО. Игнорирование необходимости этого действия с некоторой вероятностью может повлечь штраф в размере от 100 до 300 рублей по диспозиции нормы ст. 13.20 КоАП РФ за нарушение правил хранения и комплектования архивных документов. В рамках данной нормы (с учетом положений ст.2.4 КоАП РФ) ликвидатор в качестве должностного лица не рассматривается, поэтому наказывается как гражданин.

По мнению некоторых юристов, данное нарушение может повлечь привлечение по ст.13.25 КоАП РФ за нарушение установленного порядка и срока хранения документов.

Однако такая позиция представляется необоснованной, что подтверждается и судебной практикой. Так, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа отметил, что в связи с ликвидацией ООО права и обязанности прекращаются, в том числе прекращается и необходимость хранения документов (Постановление № Ф02-7094/2016 от 20.12.2016 г. по делу № А33-16475/2014, во вложении).

Помимо вышеизложенного, ликвидатор может быть обвинен и в других административных правонарушениях, допущенных в рамках управления фирмой в качестве ЕИО. Ему может грозить и уголовное разбирательство. К примеру, в случае неправомерных действий, совершенных при наличии признаков банкротства в целях его сокрытия (отчуждение имущества, фальсификация документов и др.), ему грозит привлечение по ст.195 УК РФ.

Гражданско-правовая ответственность в случае принудительного банкротства:

Помимо административной, члены ЛК рискуют понести гражданско-правовую ответственность. Так, действующее законодательство устанавливает обязанность ЛК инициировать дело о банкротстве ООО при выявлении признаков несостоятельности. При этом, с момента введения конкурсного управления, ЛК утрачивает свои полномочия и обязана в течение 3 суток передать всю документацию и активы конкурсному управляющему.

Игнорирование этого правила может повлечь признание причинной связи бездействия ЛК и невозможности погашения требований, если в результате затрудняется взыскание задолженности из-за проблем с определением конкурсной массы ввиду непредставления документации по ней. Такой вывод сделал Верховный суд РФ в процессе рассмотрения дела № А33-17721/13 (Опр. № 302-ЭС17-9244 от 16.10.2016 г. во вложении к консультации).

Судьи отметили, что безосновательное игнорирование ЛК необходимости передачи документации, принадлежащей должнику, свидетельствует о недобросовестном поведении ликвидатора, направленном на незаконное сокрытие информации об имеющемся у должника имуществе, за счет которого должны быть исполнены обязательства кредиторам. Поэтому непосредственно на ликвидатора суд возложил бремя доказывания отсутствия связи между неисполнением обязанности и последствиями.

Гражданско-правовая ответственность перед кредиторами:

Ликвидатору необходимо учитывать, что именно к нему будут предъявлены финансовые претензии со стороны недовольных результатом распределения имущества кредиторов и участников ликвидированного ООО. И если в ходе судебного процесса ими будет доказано, что именно по вине ЛК их требования не были надлежащим образом учтены в промежуточном балансе, в результате чего они понесли убытки, то членам ЛК придется возмещать им материальные потери за счет собственных средств (нормы ст. 53.1 ГК РФ и ст. 64.1 ГК РФ).

Аналогичным образом будут привлечены в качестве ответчиков все члены ЛК, если они вели процедуру ненадлежащим образом (неразумно либо недобросовестно), в нарушение типичных условий гражданского оборота или предпринимательского риска, а также если при выявлении ими у ликвидируемого Общества признаков банкротства ими не было подано соответствующее заявление в суд.

Не нашли ответа на свой вопрос?

Задайте его менеджеру