Ответ: В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 при нахождении объекта недвижимого имущества на территории более одного муниципального образования заявление о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи подается любым органом местного самоуправления с указанием в этом случае наименования другого муниципального образования, на территории которого также находится объект недвижимого имущества. В случае постановки органом по регистрации прав на учет бесхозяйного недвижимого объекта, орган местного самоуправления, обращавшийся с таким заявлением в орган регистрации прав, и обращается в суд за оформлением права собственности на бесхозяйный объект недвижимости.

Обоснование: В соответствии со статьей 225 "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.ст. 225, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) {КонсультантПлюс}.

Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2016 N 41899) утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее- Порядок).

На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее – заявление), в том числе, органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 7 Порядка при нахождении объекта недвижимого имущества на территории более одного муниципального образования заявление подается любым органом местного самоуправления с указанием в этом случае наименования другого муниципального образования, на территории которого также находится объект недвижимого имущества.

Форма заявления установлена Приложением N 1 к Порядку. Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О государственной регистрации недвижимости" (далее- Закон).

Объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного, в том числе, в случае государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом.Приказ Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" {КонсультантПлюс}.

Исходя из вышеизложенного, обращению в суд за оформлением права собственности на бесхозяйный объект недвижимости предшествует обращение органа местного самоуправления в орган регистрации прав с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи. При этом в случае, если объект недвижимого имущества находится на территории двух муниципальных образований, то с заявлением в орган регистрации прав обращается любой орган местного самоуправления с указанием наименования другого муниципального образования, где также расположен данный объект.

После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (приложение N 3 к настоящему Порядку).Приказ Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" {КонсультантПлюс}.

Следовательно, заявитель (тот орган местного самоуправления, который обратился с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества) и обладает соответствующими правами для дальнейшего обращения в установленном порядке в суд о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости за своим муниципальным образованием.    

Подборка: <Письмо> Минсельхоза России от 31.07.2017 N ДХ-15-27/9500 "О направлении разъяснений" {КонсультантПлюс}; Вопрос: Какие действия должны предпринять органы местного самоуправления при обнаружении бесхозяйного гидротехнического сооружения? ("Официальный сайт Комитета Госдумы по ФУиВМС", 2018) {КонсультантПлюс}Вопрос: Возможно ли нахождение гидротехнических сооружений в муниципальной собственности? ("Официальный сайт Комитета Госдумы по ФУиВМС", 2019) {КонсультантПлюс}

Судебная практика: Апелляционное определение Свердловского областного суда от 22.11.2016 по делу N 33-19873/2016 {КонсультантПлюс}; Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 02.04.2015 по делу N 33-4247/2015 {КонсультантПлюс}; Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 12.12.2017 по делу N 33аа-1481/2017 {КонсультантПлюс}; Апелляционное определение Самарского областного суда от 10.11.2014 по делу N 33-11051/2014 {КонсультантПлюс}; Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13.05.2021 N 88-11842/2021 по делу N 2-91/2020 {КонсультантПлюс}; Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.12.2020 N 88А-19458/2020 {КонсультантПлюс}

Демо-доступ

Не установлен
КонсультантПлюс?


Закажите демо-доступ

Доступ предоставляется бесплатно на 2 дня

Не нашли ответ?

Не нашли ответ?


Задайте вопрос эксперту