Ответ: все нарушения Закона № 44-ФЗ, выявленные казначейством за 1 полугодие 2022 года, указаны в Обзоре Федерального казначейства. Обзор нарушений за 2 полугодие 2022 года в настоящее время не опубликован.

Обоснование: Федеральное казначейство опубликовало обзор недостатков и нарушений, выявленных в ходе осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере в 1-м полугодии 2022 года в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета (ГРБС), распорядителей, получателей средств федерального бюджета (ПБС) (далее - Обзор Федерального казначейства).

Федеральным казначейством выявлено, что в рамках исполнения государственных контрактов ПБС по актам о приемке выполненных работ (ф. КС-2) приняты и оплачены невыполненные работы (неоказанные услуги), неиспользованные материалы. Данный факт является нарушением (п. 1.1.2 Обзора Федерального казначейства):

- в части бюджетного законодательства РФ - пп. 7 п. 1 ст. 162 БК РФ;

- в части гражданского законодательства РФ - п. 1 ст. 720 ГК РФ и условий заключенных государственных контрактов;

- в части законодательства РФ о государственных закупках - п. 1, 2 ч. 1, ч. 7 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).

Кроме того, Федеральным казначейством зафиксировано принятие к оплате актов о приемке выполненных работ (ф. КС-2), содержащих арифметические и технические ошибки (например, допущена ошибка в расчете итоговой графы акта о приемке выполненных работ; при определении стоимости оборудования дважды учтен НДС), что привело к нарушению следующих норм законодательства РФ (п. 1.1.5 Обзора Федерального казначейства):

- пп. 7 п. 1 ст. 162 БК РФ;

- п. 1 ст. 720 ГК РФ;

- п. 1, 2 ч. 1 ст. 94, ч. 1 ст. 101 Федерального закона N 44-ФЗ.

На основании п. 1.2.1 Обзора Федерального казначейства принятие к оплате расходов, не соответствующих затратам, определенным сводным сметным расчетом (объем осуществленных затрат на временные здания и сооружения превышает объем принятых строительно-монтажных работ), является нарушением:

- пп. 7 п. 1 ст. 162 БК РФ;

- ст. 309, п. 1 ст. 702 ГК РФ;

- ч. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете;

- п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ.

В ходе контрольных мероприятий Федеральным казначейством выявлено принятие ПБС к оплате непредвиденных затрат в отсутствие подтверждающих документов, фиксирующих объемы фактически выполненных работ и обосновывающих расчеты стоимости, что является нарушением (п. 1.2.2 Обзора Федерального казначейства):

- пп. 7 п. 1 ст. 162 БК РФ;

- ст. 309 ГК РФ;

- ч. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете;

- условий заключенных государственных контрактов.

В ходе проверок Федеральное казначейство обнаружило, что в нарушение ст. 34, пп. 3 п. 1 ст. 162 БК РФ, п. 1, 2 ч. 1, ч. 7 ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ и условий государственного контракта на основании товарной накладной ПБС приняты и оплачены расходные материалы, срок годности которых истек (п. 1.3.1 Обзора Федерального казначейства).

При проверке обоснованности принятия к учету оборудования выявлено, что на основании товарной накладной принято и оплачено оборудование, монтаж и пусконаладочные работы которого не выполнены (в течение двух лет оборудование не установлено и не введено в эксплуатацию). Указанные действия признаны нарушением п. 1, 2 ч. 1 ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ и условий заключенного государственного контракта (п. 1.3.2 Обзора Федерального казначейства).

Кроме того, Федеральным казначейством установлены нарушения п. 1, 2 ч. 1, ч. 7 ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ, в частности:

- приемка и оплата поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения, не соответствующих условиям государственных контрактов (в том числе когда выявленные несоответствия не устранены поставщиками (подрядчиками, исполнителями)).

- приемка и оплата фактически не поставленных товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг.

В ходе проверки соблюдения порядка приемки и оплаты товаров (работ, услуг) Федеральным казначейством выявлены нарушения ч. 7 ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ, которые заключались в следующем (п. 4.2.8 Обзора Федерального казначейства):

- не составлялись документы о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

- допускались нарушения сроков приемки и оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

При проведении контрольных мероприятий Федеральным казначейством зафиксированы случаи принятия ПБС и уплаты завышенной стоимости услуг, которая не соответствует проектно-сметной документации, что является нарушением (п. 1.1.3 Обзора Федерального казначейства):

- пп. 7 п. 1 ст. 162 БК РФ;

- п. 1 ст. 740 ГК РФ;

- п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ.

Кроме того, Федеральным казначейством установлено, что в нарушение ст. 34, пп. 3 п. 1 ст. 162 БК РФ, п. 1, 2 ч. 1, ч. 7 ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ, а также условий заключенных государственных контрактов имели место принятие и оплата ПБС некачественно выполненных работ (п. 1.1.4 Обзора Федерального казначейства).

При определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) Федеральным казначейством выявлены следующие нарушения (п. 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3 Обзора Федерального казначейства):

- Использована информация о цене услуг, содержащаяся в неисполненных государственных контрактах.

- Использована информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не осуществляющих поставку идентичных и (или) однородных товаров, работ, услуг, планируемых к закупке.

- Использована информация о ценах товаров, работ, услуг без учета сопоставимых с условиями планируемой закупки условий поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Изменение различных условий государственных контрактов, в случае если эта возможность не предусмотрена законодательством РФ, является нарушением ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ (п. 4.2.4 Обзора Федерального казначейства), например:

- увеличение сроков исполнения государственного контракта по основаниям, не предусмотренным законодательством РФ;

- изменение цены государственного контракта без определения дополнительного объема работ и пропорциональности соответствующего увеличения объема работ относительно первоначальному объему.

В ходе проверки соблюдения требований о применении заказчиками мер ответственности в случае нарушения поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий государственного контракта Федеральным казначейством выявлено нарушение (п. 4.2.6 Обзора Федерального казначейства), которое заключается в неприменении заказчиком мер ответственности к поставщику в связи с просрочкой поставки товара либо в связи с ненадлежащим исполнением условий государственного контракта.

Кроме того, в нарушение ч. 8 ст. 34, ч. 6 ст. 34, п. 3 ч. 1 ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ, п. 3 Правил определения размера пени и штрафа имеются случаи неверного расчета размера штрафов по государственным контрактам, в результате которого штраф был занижен либо завышен (п. 4.2.7 Обзора Федерального казначейства).

Таким образом, все нарушения Закона № 44-ФЗ, выявленные казначейством за 1 полугодие 2022 года, указаны в Обзоре Федерального казначейства. Обзор нарушений за 2 полугодие 2022 года в настоящее время не опубликован.

Подборка: Статья: Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством (Малова Е.) ("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)

________________________________________________________________________

Ответ подготовлен с использованием материалов СПС Консультант Плюс, содержащихся в следующих информационных банках:

- СПС КонсультантПлюс: Версия Проф;
- Российское законодательство;
- Консультации для бюджетных организаций / Пресса и книги (бюджетные организации)
Демо-доступ

Не установлен
КонсультантПлюс?


Закажите демо-доступ

Доступ предоставляется бесплатно на 2 дня

Не нашли ответ?

Не нашли ответ?


Задайте вопрос эксперту