Ответ: В соответствии с позицией ВС РФ обязанность по приведению помещения в прежнее состояние, не осуществленная прежним собственником, переходит к новому собственнику данного помещения.

Что касается моратория на проверки, то следует отметить, что при определенных обстоятельствах, таких, как сформированные индикаторы рисков, а также  в случае возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия и т.д – могут быть проведены внеплановые проверки в установленном Законом порядке по согласованию  с Прокуратурой.

Обоснование: Для лица, которое произвело перепланировку на федеральном уровне за самовольноепереустройство и (или) перепланировку нежилого помещения в многоквартирном доме установлен штраф (ч. 2 ст. 7.21, примечание к ст. 7.21 КоАП РФ).

Что касается покупателя, то, согласно позиции ВС РФ, обязанность по приведению помещения в прежнее состояние, не осуществленная прежним собственником, переходит к новому собственнику данного помещения. Это правило, касающееся жилых помещений, по аналогии должно применяться и в отношении нежилых помещений (см. (п. 14  "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)" на основании Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 02.08.2016 N 36-КГ16-8). Иного не установлено.

В соответствии с ч. 6 ст. 29 ЖК РФ орган, осуществляющий согласование для нового собственника помещения, которое не было приведено в прежнее состояние в установленном ч.3 данной статьи порядке, устанавливает новый срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние.

Что касается моратория на проверки, то необходимо отметить следующее.

Соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, является в силу ч. 1 ст. 20 ЖК РФ предметом государственного жилищного надзора.

На основании ч. 3 ст. 20 ЖК РФ предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в п. 1-11 ч. 1 ст. 20 ЖК РФ, в отношении муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч. 5 ст. 20 ЖК РФ муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования (высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации).

Согласно ч. 6 ст. 20 ЖК РФ организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" .

Вместе с тем следует обратить внимание на п. 3 ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, согласно которой положения настоящего Федерального закона применяются до 31 декабря 2024 года включительно в отношении видов регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля до дня вступления в силу положений о видах контроля, принятых во исполнение Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", но не позднее 31 декабря 2021 года в части возможности использования единого реестра проверок.

Таким образом, если надзорные мероприятия осуществляются в рамках регионального государственного контроля (надзора) или муниципального контроля и на сегодняшний день соответствующих положений о видах контроля, принятых во исполнение Закона N 248-ФЗ, нет, то проверочные мероприятия должны проводиться в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" мораторий на проведение ряда внеплановых проверок юрлиц и ИП продлен на 2023 год.

При этом теперь внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки могут проводиться с согласия прокуратуры при выявлении любых индикаторов риска нарушения обязательных требований.

Общие требования к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.09.2021 N 1670.

Согласно ч. 13 ст. 20 ЖК РФ для проведения контрольных (надзорных) мероприятий при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети Интернет, государственных информационных систем о возможных нарушениях обязательных требований, указанных в ч. 1 ст. 20 ЖК РФ, органы государственного жилищного надзора, органы муниципального контроля разрабатывают и утверждают индикаторы риска нарушения обязательных требований. Типовые индикаторы риска нарушения обязательных требований устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Т.е. чтобы оценить риск причинения вреда (ущерба), контрольный (надзорный) орган при принятии решения о проведении и выборе вида внеплановой проверки (мероприятия) разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований.

Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по видам контроля для вида регионального контроля утверждается  высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, для вида муниципального контроля - представительным органом муниципального образования.

Основания для проведения внеплановой проверки перечислены в ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст. 11 и 12 Закона N 294-ФЗ.

В соответствии с ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗвнеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Порядок согласования внеплановой выездной проверки регламентирован в чч. 6-10 ст.10 Закона N 294-ФЗ.

О проведении внеплановой выездной проверкис целью обследования помещения на предмет перепланировки, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).

Таким образом, если весь порядок проведения проверки проведен, то контрольные органы вправе ее произвести в период действия моратория.

В силу ч. 8 ст. 20 ЖК РФ при осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).

Судебной практики по схожим ситуациям обнаружить не удалось.

Подборка: Готовое решение: Как согласовать переустройство и (или) перепланировку нежилого помещения в многоквартирном доме (КонсультантПлюс, 2023)

Судебная практика: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 02.08.2016 N 36-КГ16-

Демо-доступ

Не установлен
КонсультантПлюс?


Закажите демо-доступ

Доступ предоставляется бесплатно на 2 дня

Не нашли ответ?

Не нашли ответ?


Задайте вопрос эксперту