Ответ: Судебная практика исходит из того, что ресурсоснабжающая организация не должна списывать задолженность за коммунальные ресурсы с управляющей организации на основании банкротства собственника помещения. Однако необходимо заметить, что судебная практика незначительна.

Обоснование: Задолженность по коммунальным платежам, возникшая у должника до возбуждения арбитражным судом одной из процедур банкротства, может быть включена в реестр требований кредиторов на основании требований ресурсоснабжающей организации (управляющей компании).

По общему правилу требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества гражданина, считаются погашенными. После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов (п. 6 ст. 213.27, п. 3 ст. 213.28 Закона N 127-ФЗ).

Таким образом, задолженность по коммунальным платежам, возникшая у должника до возбуждения арбитражным судом процедуры банкротства, подлежит списанию.

Долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации.

Относительно списания задолженности управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией в связи с банкротством собственника помещения судебная практика представлена незначительно.

Так, по мнению Арбитражного суда Поволжского округа ресурсоснабжающая организация не должна списывать задолженность за коммунальные ресурсы с управляющей организации на основании банкротства собственника помещения, обосновывая это следующим.

При управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).

Договор управления жилым домом по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг.

По договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).

Таким образом, управляющая организация - коммерческая организация, деятельность которой направлена на получение прибыли.

Пункт 1 статьи 2 ГК РФ определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относится, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

 Исходя из положений абз. 8 ст. 2 Закона N 127-ФЗ, конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия).

Следовательно, конкурсные кредиторы, - это лица, участвующие в процедуре банкротства.

У ресурсоснабжающей организации отсутствуют прямые договоры с гражданами-потребителями, она не состоит с собственниками помещений в МКД, в том числе с гражданами, признанными в установленном порядке банкротами, в договорных отношениях.

Договорные отношения с указанными гражданами возникают у Управляющей организации и в силу положений п. 3 ст. 308 ГК РФ правоотношения между УО и ее потребителями не создает обязанностей для ресурсоснабжающей организации, не участвующей в этих правоотношениях в качестве стороны.

Следовательно, в силу положений п. 2 ст. 213.28 Закона N 127-ФЗ и п. 3 ст. 308 ГК РФ завершение расчетов с кредиторами граждан-потребителей Управляющей организации и освобождение их от дальнейшего исполнения требований Управляющей организации, не влечет за собой возникновение у ресурсоснабжающей организации обязанности произвести перерасчет по договору энергоснабжения с истцом (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.04.2023 N Ф06-2348/2023 по делу N А65-22611/2022).

Демо-доступ

Не установлен
КонсультантПлюс?


Закажите демо-доступ

Доступ предоставляется бесплатно на 2 дня

Не нашли ответ?

Не нашли ответ?


Задайте вопрос эксперту