Ответ: Северо-Западное Управление Росприроднадзора относится  к участникам бюджетного процесса, в третьем разряде кода КОСГУ применяется значение «1».

Обоснование: В соответствии с разъяснениями Минфина, доведенными Письмом от 08.05.2019 N 02-08-10/33580, при классификации расчетов в целях правильного применения подстатей КОСГУ необходимо определять институциональную принадлежность контрагентов к секторам экономики.

На основании Общероссийского классификатора организационно-правовых форм <*> критерии отнесения институциональных единиц к тому или иному институциональному сектору экономики определяются (ИСЭ) Федеральной службой государственной статистики по данным об их экономической деятельности за каждый отчетный год и применяются с учетом их сохранения в течение трех лет подряд.

--------------------------------

<*> ОК 028-2012 "Общероссийский классификатор организационно-правовых форм", утв. Приказом Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст.

В силу Рекомендаций по ИСЭ при классификации контрагентов необходимо руководствоваться действующими общероссийскими классификаторами, в частности:

  • ОК 028-2012 "Общероссийский классификатор организационно-правовых форм", утв. Приказом Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст (далее - ОКОПФ)
  • ОК 029-2014 (КДЕС, ред. 2) "Общероссийский классификатор видов экономической деятельности", утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст
  • Общероссийским классификатором форм собственности (вместе с ОК 027-99 "Общероссийский классификатор форм собственности"), утв. Постановлением Госстандарта России от 30.03.1999 N 97

Разъяснения по вопросу определения типа контрагента с целью применения подстатей КОСГУ доведены Письмами Минфина России от 20.12.2021 N 02-08-10/103863, от 11.12.2020 N 02-08-10/109210 (далее - Письмо Минфина России N 02-08-10/109210).

Тип контрагента определяется в зависимости от вида, статуса, организационно-правовой формы лица, с которым производятся взаиморасчеты (осуществляется взаимодействие). Определяйте тип контрагента в соответствии с понятиями, принятыми в Порядке применения КОСГУ, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (Руководство по применению КОСГУ).

При отражении операций по расчетам с контрагентами в третьем разряде кода КОСГУ применяйте следующую детализацию:

"1" – C участниками бюджетного процесса и бюджетами бюджетной системы РФ.

"2" - С государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями.

"3" - С финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора.

"4" - С иными нефинансовыми организациями. К ним не относятся нефинансовые организации государственного сектора (Письмо Минфина России от 03.09.2019 N 02-08-10/67680).

"5" - С иными финансовыми организациями. Считаем, что к ним не относятся финансовые организации государственного сектора.

"6" - С некоммерческими организациями, физическими лицами - производителями товаров, работ, услуг (включая ИП), в том числе перешедшими на специальный налоговый режим в порядке, установленном Законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ. Сюда же относятся и расчеты с главами крестьянских (фермерских) хозяйств; адвокатами, учредившими адвокатский кабинет; нотариусами, занимающимися частной практикой; оценщиками, патентными поверенными, частными детективами и др. (Письмо Минфина России от 26.04.2019 N 02-08-10/31392, Руководство по применению КОСГУ).

"7" - С физическими лицами, в том числе нерезидентами (Руководство по применению КОСГУ).

"8" - С наднациональными организациями и правительствами иностранных государств 1.

"9" - С нерезидентами 1.

1 Не применяется в статьях 550, 650 КОСГУ

Какие контрагенты относятся к участникам бюджетного процесса (подстатья XX1 КОСГУ)?

В соответствии с п. 13.5.1, 13.6.1, 15.3.1, 16.3.1 Порядка применения КОСГУ, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н, разд. I "Общие положения" Письма Минфина России N 02-08-10/109210 к участникам бюджетного процесса относятся:

  • ГРБС, РБС, ПБС
  • государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, наделенные полномочиями по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме
  • иные ПБС, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени соответствующего публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета
  • ГАДБ, АДБ
  • главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета
  • органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение соответствующих бюджетов.

Согласно п.15 Положения о Северо-Западном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утв. приказом Росприроднадзора от 31.01.2022 N 56, финансирование расходов на содержание Управления осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление.

Таким образом, Северо-Западное Управление Росприроднадзора относится  к участникам бюджетного процесса. Обратите внимание! В силу п. 13.5.2, 13.6.2, 15.3.2, 16.3.2 Порядка N 209н, разд. I "Общие положения" Письма Минфина России N 02-08-10/109210 бюджетные и автономные учреждения не относятся к участникам бюджетного процесса.

Какие контрагенты относятся к финансовым и нефинансовым организациям государственного сектора (подстатья XX3 КОСГУ)?

Согласно п. 10.4 Приказа N 209н финансовыми организациями признаются:

  • банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на осуществление банковских операций;
  • юридические лица, предоставляющие на основании соответствующей лицензии услуги страхования, перестрахования, взаимного страхования, микрофинансовые организации, иные финансовые организации

Нефинансовыми являются организации, занимающиеся производством товаров и оказанием нефинансовых услуг, работ (п. 10.4 Приказа N 209н).

В целях применения положений Порядка N 209н к финансовым и нефинансовым организациям государственного сектора относятся:

  • государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
  • государственные корпорации и компании, публично-правовые компании.

Кроме того, на подстатьи 563, 663, 733, 833 КОСГУ относятся операции по осуществлению расчетов с Центральным банком РФ в части расчетов, в которых он не является участником бюджетного процесса, увеличивающие дебиторскую задолженность.

Какие контрагенты относятся к иным нефинансовым организациям (подстатья XX4 КОСГУ)?

В соответствии с п. 10.4 Приказа N 209н к нефинансовым организациям относятся коммерческие организации, занимающиеся производством товаров, оказанием (выполнением) нефинансовых услуг (работ). К сведению. Как указано в п. 1 ст. 50 ГК РФ, под коммерческими организациями понимаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Какие контрагенты относятся к иным финансовым организациям (подстатья XX5 КОСГУ)?

По норме п. 10.4 Приказа N 209н к иным нефинансовым организациям относятся финансовые организации, не являющиеся организациями госсектора, например:

  • коммерческие кредитные организации (в частности, коммерческие банки);
  • коммерческие страховые организации.

Какие контрагенты относятся к некоммерческим организациям и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (подстатья XX6 КОСГУ)?

В силу п. 1 ст. 50 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях от 12.01.1996 N 7-ФЗ некоммерческими организациями являются юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Обратите внимание! В случае если некоммерческие организации (например, бюджетные учреждения, государственные корпорации и т.д.) включены в иные категории, они не относятся к некоммерческим организациям - производителям товаров, работ, услуг.

В соответствии с разд. 5 00 00 "Организационно-правовые формы для деятельности граждан" ОКОПФ к физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг относятся:

  • главы крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • индивидуальные предприниматели;
  • адвокаты, учредившие адвокатский кабинет;
  • нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Кроме того, к физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг также следует относить и иные категории физических лиц, например:

Категория физических лиц

Обоснование

Самозанятые (включая

индивидуальных предпринимателей)

Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению
специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".
Оценщики
Патентные поверенные
Приказ Минэкономразвития России от 29.09.2016 N 616 "Об утверждении Административного
регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности
государственной услуги по аттестации и регистрации патентных поверенных
Российской Федерации, выдаче патентным поверенным свидетельств".
Частные детективы
Российской Федерации".

Какие контрагенты относятся к физическим лицам (подстатья XX7 КОСГУ)?

В целях бюджетной классификации по КОСГУ, установленной Порядком N 209н, физическими лицами признаются физические лица, не являющиеся производителями товаров, работ, услуг, например:

  • работники учреждений спорта;
  • сторонние физические лица, не отнесенные в соответствии с Порядком N 209н к иным категориям.

Обратите внимание! На подстатьи 567, 667, 737, 837 КОСГУ в том числе относятся физические лица - нерезиденты.

Какие контрагенты относятся к наднациональным организациям и правительствам иностранных государств (подстатья XX8 КОСГУ)?

Согласно разд. I "Общие положения" Письма Минфина России N 02-08-10/109210 в целях применения положений Порядка N 209н наднациональными организациями признаются организации, созданные для обеспечения общих потребностей нескольких государств, наделенные нормоустановительными, исполнительными, контрольными правомочиями, которые имеют воздействие на государства и частных лиц.

Наднациональные организации наделены полномочиями принимать решения, издавать правила, исполнять решения, обязательные для государств-членов. К таким организациям относятся:

  • Организация Объединенных Наций (ООН)
  • Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
  • Экономический и Социальный Совет ООН
  • Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК)
  • Международный олимпийский комитет (МОК)
  • Всемирный банк (ВБ)
  • Международный валютный фонд (МВФ)
  • Европейский центральный банк (ЕЦБ)
  • Международный суд ООН
  • Европейский суд по правам человека
  • Суд Европейского союза

Нерезиденты (подстатья XX9 КОСГУ)

На основании разд. I "Общие положения" Письма Минфина России N 02-08-10/109210 к нерезидентам в целях применения положений Порядка N 209н относятся:

  • юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ
  • находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения указанных юридических лиц и организаций
  • иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 290-ФЗ <14>.

--------------------------------

<14> "О международных компаниях и международных фондах".

Обратите внимание! К категории "нерезиденты" не относятся физические лица - нерезиденты, наднациональные организации, правительства иностранных государств, международные финансовые организации в том случае, когда они выделяются на обособленных подстатьях КОСГУ (разд. I "Общие положения" Письма Минфина России N 02-08-10/109210).

Подборка по этому вопросу:

Статья: Определение типа контрагента в целях применения КОСГУ (Соколова О.) ("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3) {КонсультантПлюс}

Путеводитель. Как применяется КОСГУ (КонсультантПлюс, 2023) {КонсультантПлюс}

Вопрос: Об отнесении институциональных единиц к секторам экономики в целях бюджетного учета. (Письмо Минфина России от 08.05.2019 N 02-08-10/33580) {КонсультантПлюс}

<Письмо> Минфина России от 20.12.2021 N 02-08-10/103863 <О направлении разъяснений по применению операций сектора государственного управления> (вместе с "Руководством по применению классификации операций сектора государственного управления (часть 2)") {КонсультантПлюс}

<Письмо> Минфина России от 11.12.2020 N 02-08-10/109210 <О направлении Руководства по применению классификации операций сектора государственного управления> (вместе с "Руководством по применению классификации операций сектора государственного управления") {КонсультантПлюс}

 

Демо-доступ

Не установлен
КонсультантПлюс?


Закажите демо-доступ

Доступ предоставляется бесплатно на 2 дня

Не нашли ответ?

Не нашли ответ?


Задайте вопрос эксперту