Ответ: Если в предписании прокуратуры имеются требования об устранении требований законодательства, с которыми Вы не согласны или они вовсе не имеются- обжалуйте данное предписание в суд. Если эти нарушения имеют место быть, и Вы их устранили- дайте письменный ответ в прокуратуру, что нарушения устранены и виновные лица привлечены к ответственности.Срок для обжалования в судебном порядке составляет три месяца.

Обоснование: Какое решение может быть принято по результатам рассмотрения представления прокурора и как оно оформляется
Вы можете принять одно из следующих решений:
  1. Исполнить требования прокурора, изложенные в представлении. Такое решение организация принимает, если по результатам рассмотрения представления действительно выявлены нарушения законодательства и требования прокурора являются законными.
  2. Отказаться от исполнения требований прокурора, изложенных в представлении. Данное решение организация принимает, если не согласна с наличием нарушений законодательства, о которых идет речь в представлении, и (или) его требования не законны. Право лица отказаться от исполнения представления следует из того, что само по себе представление прокурора не имеет абсолютного характера, а также не обладает силой принудительного исполнения. Оно лишь преследует цель понудить лицо устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке (Определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 N 84-О).

Если вы откажетесь исполнять представление, рекомендуем оспорить его, обратившись к вышестоящему прокурору или в суд. При этом, если прокурор не присутствовал на рассмотрении своего представления, уведомьте его о вашем отказе.

Если представление обжалуется в арбитражном суде в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ, организация или ИП должны доказать наличие одновременно двух условий, а именно (ч. 1 ст. 198 АПК РФ, Определения Верховного Суда РФ от 16.04.2019 N 306-ЭС19-4040 по делу N А12-21069/2018, от 17.05.2018 N 305-КГ18-5205 по делу N А40-80110/2017):
  1. представление не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;
  2. представление нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает препятствия в данной сфере, незаконно возлагает на заявителя какие-либо обязанности.
Как показывает практика, в ряде споров аргументом, который используют организации и ИП при оспаривании представления прокурора (помимо отсутствия самого факта нарушения законодательства со стороны общества), является то, что, по их мнению, своим представлением прокурор вмешивается в их оперативно-хозяйственную деятельность. Это прямо запрещено п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре и п. 8.4 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195. Но использовать данный аргумент можно, если прокурор в представлении указал, в частности:
  • конкретные способы устранения нарушений (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 02.11.2017 N Ф10-4378/2017);
  • обязанность привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в выявленных нарушениях законодательства (Постановления Верховного Суда РФ от 26.10.2017 N 85-АД17-5, от 03.04.2017 N 25-АД17-1, от 16.12.2016 N 78-АД16-38).

Само же по себе требование прокурора об устранении выявленных им нарушений со стороны организации или ИП не является вмешательством в их деятельность (Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 21.03.2018 N 77-КГПР17-39).

Документы по данному вопросу из системы КонсультантПлюс:

Готовое решение: Что делать организации, если она получила представление прокурора об устранении нарушений закона (КонсультантПлюс, 2023).

Судебная практика:

Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2021 N 80-КАД21-6-К6.

Демо-доступ

Не установлен
КонсультантПлюс?


Закажите демо-доступ

Доступ предоставятся бесплатно на 2 дня

Не нашли ответ?

Не нашли ответ?


Задайте вопрос эксперту