Ответ: Можно закупить услуги охраны через электронный аукцион?

Обоснование:Прежде всего определите вид охраны - государственная или частная. Это зависит от объектов охраны, которыми могут быть:

  • объекты, исключительные полномочия по охране которых возложены на конкретные госструктуры. Их перечни устанавливаются нормативными правовыми актами. К ним относятся:
    • объекты, охраняемые в целях безопасности высших должностных лиц государства (абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране");
    • объекты, находящиеся в ведении органов государственной власти, для которых этими органами создаются подразделения ведомственной охраны (ст. 8 Закона о ведомственной охране, п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.07.2000 N 514);
    • объекты, подлежащие обязательной охране войсками национальной гвардии (Перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2017 N 928-р);
  • объекты, на которые частная охранная деятельность не распространяется (Приложение N 1 к Постановлению Правительства РФ от 14.08.1992 N 587). Помимо перечисленных выше, к ним относятся объекты, которые могут охраняться любыми госструктурами, а вот частной охране не подлежат. Например, это здания и помещения госорганов, помещения для хранения наркотических средств или оружия;
  • объекты, охраняемые в частном порядке. Это все остальные объекты, полномочия по охране которых не возложены нормативными актами на специализированные подразделения госохраны.

От вида охраняемых объектов будут зависеть способ закупки, состав лота, а также условия оказания услуг.

В случае закупки услуг частной охраны в зависимости от объекта, который вам нужно охранять, а также от условий его охраны выберите один из следующих видов охранных услуг (ст. 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности):

  • защита жизни и здоровья граждан;
  • охрана объектов и (или) имущества;
  • охрана объектов и (или) имущества с установкой и использованием технических средств охраны (сигнализации);
  • обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
  • консультирование по вопросам защиты от противоправных посягательств;
  • обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах;
  • охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные требования к антитеррористической защищенности.

Из-за многообразия видов охранных услуг есть риск, что, объединив некоторые из них в один лот, вы ограничите конкуренцию. Рассмотрим конкретные примеры.

Охрана объектов, подлежащих госохране и не подлежащих ей. Если закупать такие услуги вместе, оказать их сможет только уполномоченная на госохрану соответствующих объектов организация. Это исключит возможность участия в закупке частных охранных организаций и ограничивает конкуренцию (см. Решение Московского областного УФАС России от 25.02.2019 по делу N 07-24-4244/19).

По этой же причине не объединяйте в один лот услуги на объектах, полномочия по охране которых возложены на конкретные госструктуры, и на объектах, которые могут охраняться любыми госохранниками.

Охрана большого количества объектов, территориально удаленных друг от друга. Включение таких объектов в один лот фактически обязывает участников закупки иметь значительные ресурсы как для участия в закупке (существенный размер обеспечения заявки и исполнения контракта), так и для исполнения контракта. Контрольные органы могут признать это ограничением конкуренции (см. РешениеКрымского УФАС России от 09.01.2017 по делу N 01/3501-16).Примите решение исходя из статуса охраняемых объектов, стоимости и других особенностей закупаемых услуг.

Закупку у единственного поставщика проведите в следующих случаях:

  • Вам нужно охранять объекты, исключительные полномочия по охране которых возложены на органы исполнительной власти, госучреждения (п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
  • Цена контракта не превышает 600 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Убедитесь, что вы не превышаете предельный годовой объем, допустимый для закупки у единственного поставщика. Важный момент - установленное данной нормой ограничение годового объема таких закупок не действует в отношении некоторых заказчиков до 31.12.2023 (включительно).
  • Другие пользователи нежилых помещений в том же здании уже заключили контракты с определенной охранной организацией (п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Электронный запрос котировок по общему правилу можно провести, если НМЦК не превышает 10 млн руб. (п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона N 44-ФЗ). Учтите, что установленное данной нормой ограничение годового объема таких закупок не действует до 31.12.2026.

Электронный конкурс проведите, если хотите оценить заявки участников не только по цене услуг, но и по квалификации исполнителя и (или) качеству предлагаемых услуг.

Электронный аукцион вы сможете провести быстрее, чем конкурс. Но выбирать победителя вам придется только по цене.

При закупках у единственного поставщика в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, а также при конкурентных закупках к участникам применяются общие единые требования, перечисленные в п. п. 3 - 5, 7, 7.1, 9 - 11 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

Рекомендуем установить требование об отсутствии в РНП сведений об участнике закупки (в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке в соответствии с пп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ, если иное не установлено Правительством РФ) (ч. 1.1 ст. 31 этого Закона).

Учтите: если вы не установили требование по ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, необходимо установить, что в РНП не должно быть информации об участнике закупки (названных лицах), включенной в связи с отказом от исполнения контракта из-за введения санкций (ограничений) в отношении заказчика (пп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571).

Помимо общих требований при закупке услуг частной охраны обязательно включите в документы условие о соответствии участников требованиям законодательства к лицам, осуществляющим охранную деятельность, а именно о наличии лицензии на осуществление частной охранной деятельности (п. 32 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).

Такая лицензия выдается на конкретные виды охранных услуг. Требовать нужно наличие лицензии именно на те виды услуг, которые входят в объект закупки. Поэтому помимо названия самой лицензии обязательно укажите, какие виды охранной деятельности должны быть в ней отражены. Если вы этого не сделаете, контрольные органы могут признать ваши действия нарушением п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (см. Решение Дагестанского УФАС России от 24.09.2019 N 005/06/106-1539/19).

Кроме того, указывайте вид охранной деятельности в строгом соответствии с формулировками из ст. 3 Закона об охранной деятельности. Иначе ваши действия также могут быть признаны незаконными (см. Решение Адыгейского УФАС России от 27.03.2018 по делу N К-35/18).

Учтите, что некоторые организации, осуществляющие госохрану, также могут быть участниками конкурентных закупок, но им лицензия не нужна - они действуют на основании полномочий, которые возложены на них нормативными правовыми актами. Поэтому сформулируйте требование к участникам таким образом, чтобы не ограничить участие в закупке указанных организаций.

Разрешение на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии") требуйте только в случае, если вы закупаете услуги по вооруженной охране.

Установление иных требований к участникам закупки может быть признано нарушением согласно ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

Установите дополнительные требования к опыту участника, если проводите конкурентную закупку услуг по охране объектов (территорий) (ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, позиция 34 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571). Эти требования примените вне зависимости от видов или сфер вашей деятельности (Письмо Минфина России от 14.04.2023 N 24-06-09/33774). Требования могут не применяться, если НМЦК не превышает 500 тыс. руб.

Как установить критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе при закупке охранных услуг

Если вы решили провести электронный конкурс, установите, как минимум два критерия оценки заявок. Одним из них должна быть цена контракта (ч. 4 ст. 32 Закона N 44-ФЗ, пп. "а" п. 5 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604).

Определите значимость критериев в соответствии с предельными величинами, установленными в Приложении N 2 к упомянутому Порядку.

При закупке услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) установите значимость критериев в следующих пределах (п. 14 Приложения N 2 к указанному Порядку):

  • цена контракта или сумма цен единиц - не менее 40%;
  • нестоимостные критерии - не более 60%.

В ходе названных закупок применяйте такой показатель, как опыт оказания аналогичных услуг со значимостью не менее 60% от суммы величин значимости всех примененных показателей по критерию "квалификация участников закупки". Для оценки заявок по этому показателю (его детализирующим показателям) принимайте только исполненный договор (договоры) об оказании услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) (п. 35 упомянутого Порядка).

Демо-доступ

Не установлен
КонсультантПлюс?


Закажите демо-доступ

Доступ предоставляется бесплатно на 2 дня

Не нашли ответ?

Не нашли ответ?


Задайте вопрос эксперту