Ответ: Чтобы установить аванс, укажите его размер, срок и порядок выплаты. Данные условия относятся к порядку оплаты по контракту и обязательно должны быть в проекте контракта (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Размер аванса зафиксируйте в процентах от цены контракта. Если контрактом предусмотрены этапы его исполнения, аванс установите в отношении каждого этапа в виде процента от цены каждого этапа. При этом нельзя установить различную величину процентов для каждого этапа. Аванс выплачивайте также поэтапно исходя из размера, определенного контрактом (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, Письма Минфина России от 27.03.2023 N 01-06-13/24-26611, от 15.07.2022 N 24-06-07/68449, от 23.01.2020 N 24-03-07/3717).

Следует учесть, что запрещено выплачивать аванс при исполнении контракта, заключенного с участником, в отношении которого применены антидемпинговые меры (ч. 13 ст. 37 Закона N 44-ФЗ). Укажите это в проекте контракта.

Если вы осуществляете закупку за счет средств бюджета субъекта РФ или муниципального образования, вы должны придерживаться ограничений, установленных в вашем субъекте РФ. Если осуществляете закупку за счет средств федерального бюджета, то при установлении аванса придерживайтесь следующих правил:

1. размер аванса не должен превышать размер доведенных лимитов бюджетных обязательств на соответствующие контракту цели (п. 18 Положения N 1496);

2. не следует включать в проект контракта возможность авансирования последнего этапа. Исключение составляют контракты, по которым разрешен 100% аванс (п. 19 Положения N 1496);

3. размер аванса для заказчиков - получателей средств федерального бюджета устанавливается в следующих размерах:

  • не более 30% суммы госконтракта - по госконтрактам на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, в том числе на выполнение работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) объектов капстроительства госсобственности РФ (абз. 2 пп. "а" п. 18 Положения N 1496);
  • аванс до 100% можно установить в контрактах на услуги связи, приобретение печатных изданий (подписку), повышение квалификации, профпереподготовку, участие в конференциях, государственную экспертизу проектной документации, включающую проверку достоверности сметной стоимости строительства (реконструкции, капремонта) объектов капстроительства в случаях, указанных в ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ, и результатов инженерных изысканий. Кроме того, аванс в таком размере можно предусмотреть в контрактах на приобретение авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, путевок на санаторно-курортное лечение, на гостиничные услуги по месту командирования, авиа- и железнодорожные грузоперевозки, ОСАГО, страхование ответственности владельца опасного объекта, аренду банковской ячейки, лечение граждан РФ за границей (только для заказчика - Минздрава России), тушение пожаров (пп. "в" п. 18 Положения N 1496);
  • аванс с правом дополнительного авансирования до 70% можно установить для контрактов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капстроительства госсобственности РФ с ценой более 600 млн руб. при условии, что работы на объем ранее выплаченного аванса выполнены и документально подтверждены и оплата санкционирована в порядке, утвержденном Минфином России (пп. "б" п. 18 Положения N 1496). До 31 декабря 2023 г. включительно приостановлено действие пп. "б" п. 18 Положения об исполнении бюджета в части права предусматривать авансовые платежи, подлежащие казначейскому сопровождению, в размере, не превышающем 30% суммы госконтракта;
  • аванс в размере не менее 80% (но не более соответствующих ЛБО) должны предусматривать в госконтракте до конца 2024 г. главные распорядители средств федерального бюджета (подведомственные им получатели средств федерального бюджета) в некоторых случаях. Обязанность возникает при закупках ряда промтоваров, если устанавливается запрет или ограничение на допуск иностранных товаров (п. п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 24.12.2022 N 2411).

В 2023 г. заказчики - получатели средств федерального бюджета и подведомственные им получатели этих средств предусматривают в контрактах авансовые платежи также с учетом следующего (п. п. 2, 3 Постановления Правительства РФ от 06.03.2023 N 348):

  • Аванс от 30 до 50% (включительно) суммы контракта - если денежные средства подлежат казначейскому сопровождению. Если контракт исполняется в 2023 г. и последующих годах и доведенных лимитов бюджетных обязательств недостаточно для выплаты аванса в текущем финансовом году, то в контракте надо предусмотреть условие о том, что оставшаяся часть аванса выплачивается не позднее 1 февраля очередного финансового года без подтверждения поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в объеме ранее выплаченного авансового платежа;
  • Аванс от 30 до 90% суммы контракта - если денежные средства подлежат казначейскому сопровождению и контракты заключены для реализации решений об осуществлении капвложений в объекты капстроительства госсобственности РФ на территориях некоторых субъектов РФ.

В 2023 г. получатели средств федерального бюджета могут по соглашению сторон внести изменения в контракты, заключенные до 07.03.2023, в части установления в них условия о выплате аванса по п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.03.2023 N 348 (увеличения предусмотренных ими авансовых платежей до установленных размеров). Важно соблюсти требования к размеру обеспечения исполнения контракта. Изменения вносятся в соответствии с ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ (п. 6 указанного Постановления).

При согласовании выплаты аванса на основании пп. "а" п. 18 Положения N 1496 заказчику необходимо предусмотреть условие о последующей оплате по контракту. Такая оплата должна производиться в размере, который указан в Положении N 1496. Например, если госконтракт не содержит этапов исполнения, размер его последующей оплаты не может превышать разницу между стоимостью фактически выполненных работ и общей суммой выплаченного ранее аванса. При этом сумма фактически выполненных работ должна быть подтверждена в порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, установленном Минфином России (пп. "а" п. 18 Положения N 1496).

По контрактам, указанным в ч. 56 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, аванс можно установить в особом размере. Его можно определить (ч. 61.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ):

  • равным нулю - в отношении этапов по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий;
  • меньшим, чем для этапов работ по строительству, реконструкции и (или) капремонту объекта капстроительства, - в отношении этапов работ, предусматривающих подготовку проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, поставку оборудования, необходимого для эксплуатации данного объекта (если такая поставка предусмотрена контрактом).

Бюджетные и автономные учреждения при заключении контрактов (договоров), предусматривающих авансовые платежи, должны соблюдать требования нормативных правовых актов РФ, ее субъектов, муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, для получателей средств соответствующего бюджета. Требование об ограничении размеров авансов распространяется на все контракты (договоры) независимо от источника финансового обеспечения (ч. 16.1 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, ч. 3.11-1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ, Письма Минфина России от 16.11.2022 N 02-11-14/111565, от 15.03.2018 N 09-01-09/16085).

Заказчики - получатели средств федерального бюджета не предусматривают условие об авансе, если заключаются (п. 20 Положения N 1496):

  • контракты на поставку товаров (оказание услуг), которые включены в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 N 21-р. Исключение - случаи, установленные в данном Перечне;
  • контракты, предметом которых наравне с товаром (услугой), включенным в Перечень, является товар (услуга), отсутствующий в нем.
Демо-доступ

Не установлен
КонсультантПлюс?


Закажите демо-доступ

Доступ предоставляется бесплатно на 2 дня

Не нашли ответ?

Не нашли ответ?


Задайте вопрос эксперту