Ответ: Нет, такие действия невозможны, в том числе, потому, что контракт является действующим. ЛБО могут быть только отозваны, или может быть достигнута экономия, которую можно распределить. Экономия может быть достигнута в случае снижения НМЦК или расторжения контракта.  Понятия высвобождения ДБО в законе не определено. Таким образом, высвобождение, как таковое, может быть произведено только после расторжения контракта при образовавшейся экономии, затем вносятся корректировки  в план закупок.

Отдельной нормы, предусматривающей ответственность за неправомерные действия с ЛБО не предусмотрено. Однако в зависимости от ситуации, Заказчик может быть привлечен к ответственности за нарушение бюджетного законодательства, за неправомерное использование бюджетных средств, а также за нарушения, связанные с размещением плана-графика.

Обоснование: Лимит бюджетных обязательств - это определенный в денежном выражении объем прав на принятие учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) (ст. 6 БК РФ).

ГРБС формирует ЛБО на основании обоснований (расчетов) плановых сметных показателей. Их составляют подведомственные ПБС (п. 23.1 разд. III Порядка, утвержденного Приказом Минфина России от 27.08.2018 N 184н). Порядок доведения ЛБО до ГРБС (РБС, ПБС) устанавливает соответствующий финансовый орган (п. 1 ст. 74, п. 1 ст. 217, п. 1 ст. 219 БК РФ).

Общие принципы едины для всех уровней бюджета:

  • ГРБС распределяет ЛБО по подведомственным ему РБС или ПБС (пп. 5 п. 1 ст. 158 БК РФ);
  • ГРБС (РБС) вправе довести ЛБО только до тех учреждений, которые включены в перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств (ст. 38.1 БК РФ);
  • ЛБО доводятся до конкретных ПБС с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ).

После доведения ЛБО до ГРБС они в ГИИС "Электронный бюджет" в установленных случаях формируют информацию об ЛБО с указанием объемов по годам и соответствующих КБК и направляют ее в Федеральное казначейство (п. 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496).

Общий объем финансирования, выделенного на закупки, не является чем-то статичным и может меняться в течение года. Заказчик обязан отслеживать эти изменения и приводить план-график в соответствие с уточненными лимитами.

К наиболее распространенным причинам несоответствия плана-графика лимитам относятся:

  • ошибки в расчетах при планировании;
  • увеличение (уменьшение) бюджетного финансирования в течение года;
  • образование экономии денежных средств в результате проведения конкурентных закупок;
  • появление новых потребностей, не учтенных при планировании.

Перераспределение ранее доведенных до главных распорядителей средств местного бюджета бюджетных ассигнований, утвержденных решением о бюджете, и соответствующих лимитов бюджетных обязательств осуществляется в порядке, определенном финансовым органом, а также в соответствии с решением местной администрации.

Согласно пп. «а» п. 22 постановления Правительства от 30.09.2019 № 1279 и п. 4 ч. 8 ст. 16 Закона № 44-ФЗ, заказчик вносит изменения в план-график, если у него образовалась экономия по результатам закупки, и он хочет ею воспользоваться.

Экономия – это те деньги, которые остались:

  • от НМЦК после проведения закупочной процедуры в результате снижения предлагаемой участниками закупки цены;
  • расторгнутого, не исполненного на всю сумму, контракта.

Эти деньги заказчик имеет право использовать для закупки других товаров, услуг или работ, но для этого он должен правильно отразить их в плане графике.

В Вашем случае, экономии не сложилось, т.к. контракт является действующим. ЛБО могут быть только отозваны, или может быть достигнута экономия, которую можно распределить. Понятия высвобождения ДБО в законе не определено. Таким образом, высвобождение, как таковое, может быть произведено только после расторжения контракта при образовавшейся экономии, затем вносятся корректировки  в план закупок.

Отдельной нормы, предусматривающей ответственность за неправомерные действия с ЛБО не предусмотрено. Однако в зависимости от ситуации, Заказчик может быть привлечен к ответственности за нарушение бюджетного законодательства, а также за нарушения, связанные с размещением плана-графика.

Если заказчик своевременно не откорректирует план-график ему грозит проверка и штраф в размере от 5 тыс. до 30 тыс. рублей (ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ).

Нарушением бюджетного законодательства признают действие (бездействие) учреждения, противоречащее положениям Бюджетного кодекса РФ, федерального закона (закона субъекта РФ, муниципального правового акта) о бюджете, иных федеральных законов (аналогичных законов на региональном уровне и муниципальных актов на местном уровне), регулирующих бюджетные правоотношения (ст. 2 БК РФ, Письмо Минфина России от 25.04.2017 N 02-09-08/24851).

Например, такими нарушениями являются:

  • нецелевое использование бюджетных средств;
  • неправомерное использование бюджетных средств;
  • неэффективное использование бюджетных средств;

Ответственность за неправомерное использование бюджетных средств прямо не установлена. Однако проверяющие могут обязать вернуть средства, которые они квалифицировали как неправомерно использованные, направив представление (предписание) (п. п. 2, 3 ст. 270.2 БК РФ).

Также отметим: учреждение могут привлечь к административной ответственности на основании ст. ст. 15.15 - 15.15.5 КоАП РФ, если есть состав этих правонарушений. Подробнее о нарушениях – см. Путеводитель. Нарушения бюджетного законодательства и ответственность за них (КонсультантПлюс, 2023)

Документы по данному вопросу из системы КонсультантПлюс:

Путеводитель. Нарушения бюджетного законодательства и ответственность за них (КонсультантПлюс, 2023)

Готовое решение: Как доводятся и отражаются в бюджетном учете лимиты бюджетных обязательств (КонсультантПлюс, 2023)

Демо-доступ

Не установлен
КонсультантПлюс?


Закажите демо-доступ

Доступ предоставляется бесплатно на 2 дня

Не нашли ответ?

Не нашли ответ?


Задайте вопрос эксперту