Ответ: В нормах действующего законодательства, регулирующих вопросы проведения прокурорских проверок, отсутствуют нормы, обязывающие знакомить проверяемое лицо с обращением, которое послужило основанием для проведения проверки.
Одним из доводов, на который ссылаются суды, является довод о запрете разглашать персональные данные лица, который направил обращение в прокуратуру.
Обоснование: В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Исходя из положений, регулирующих порядок проведения прокурорских проверок, предусмотренных Федеральным законом №2202-1, к правам проверяемого лица можно отнести, в частности: - право знакомиться с материалами проверки, если они непосредственно затрагивают права и свободы проверяемого и не содержат охраняемую законом тайну.
Так, в силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №2202-1, ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы.
В нормах действующего законодательства, регулирующих вопросы проведения прокурорских проверок, отсутствуют нормы, обязывающие знакомить проверяемое лицо с обращением, которое послужило основанием для проведения проверки.
Одним из доводов, на который ссылаются суды, является запрет разглашения персональных данных лица, направившего обращение в прокуратуру.
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 18.05.2015 N 33-7446/2015 по делу N 2-1362/2015:
«…Также заявитель сослался на то, что <дата> обратился в прокуратуру с просьбой конкретизировать предмет, цели, задачи и правовые основания проверки, однако, получил отказ, в то время как согласно п. ч ст. 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" лицо, в отношении которого проводится проверка, вправе знакомиться с материалами проверки. Кроме того, не было разъяснено право обжалования отказа вышестоящему прокурору и в суд. При обращении заявителя <дата> в прокуратуру с заявлением о предоставлении возможности ознакомиться с обращением гражданина, послужившим поводом для проверки, результатами проверки, какое-либо решение должностным лицом прокуратуры Санкт-Петербурга Ч.А.В. в 10-дневный срок принято не было, что, по мнению заявителя, также является нарушением п. 4 ст. 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 26 февраля 2015 года отказано в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда оставить без изменения по следующим основаниям.
<.>
Таким образом, поскольку сведения о персональных данных лица, обратившегося в органы прокуратуры, по вопросу возможного нарушения Организацией действующего законодательства, содержались в материалах надзорного производства, отказ заинтересованного лица в ознакомлении представителя Организации со всеми материалами проводимой проверки не может являться незаконным. А из вышеприведенных ответов прокуратуры Санкт-Петербурга следует, что уполномоченному лицу заявителя не было отказано в ознакомлении с теми материалами проверки, которые могли быть предоставлены».
Документы по данному вопросу из системы КонсультантПлюс:
Готовое решение: Как проходят прокурорские проверки организаций (КонсультантПлюс, 2024)
Готовое решение: Как можно ознакомиться с материалами прокурорской проверки (КонсультантПлюс, 2024)
Судебная практика:
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 18.05.2015 N 33-7446/2015 по делу N 2-1362/2015