Ответ: В ходе проведения прокурорской проверки прокурор вправе проверять правильность исполнения контракта

Обоснование: Прокурорская проверка организации возможна при поступлении в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения проверки (п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре).

Как правило, сведения о нарушениях поступают в прокуратуру из жалоб и заявлений граждан и должностных лиц (п. 1 ст. 10 Закона о прокуратуре). Но основанием для проверки может послужить и любая иная информация. Она может поступать к прокурору в обычном режиме (например, сообщения в СМИ), а также он может целенаправленно искать ее в рамках осуществления планового надзора или выполнения внеплановых заданий.

Прокурор, получивший информацию о возможном наличии в деятельности организации нарушений законодательства, принимает решение о проведении проверки. Об этом он должен уведомить организацию в лице ее руководителя (иного уполномоченного представителя). Конкретного срока для уведомления нет, главное, что это должно быть сделано не позднее дня начала проверки (п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре).

Уведомить о проверке прокурор может разными способами. Как правило, это происходит путем направления (вручения) копии решения. Учтите, что отсутствие уведомления о начале проверки является достаточным основанием для обжалования самой проверки и ее результатов (п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре, Постановление Верховного Суда РФ от 23.05.2017 N 11-АД17-27).

Провести проверку прокурор должен в срок не более 30 дней со дня ее начала, после чего она должна завершиться (п. 4 ст. 21 Закона о прокуратуре). Но срок проверки может увеличиться за счет:

  • продления проверки, если прокурору нужно провести дополнительные проверочные мероприятия (п. 4 ст. 21 Закона о прокуратуре);
  • приостановки проверки. Сделать это прокурор может в определенных случаях. Например, если организация долгое время не представляет ему затребованные документы (п. 6 ст. 21 Закона о прокуратуре).

Проводя проверки юрлиц, прокурор вправе беспрепятственно входить на территорию и в помещения органов управления и руководителей, требовать документы и информацию, вызывать любых лиц для дачи объяснений по поводу нарушений закона (п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре).

При этом при проведении проверки права прокурора ограничены предметом и целями, указанными в решении о ее проведении. То есть прокурор не вправе совершать действия и предъявлять требования, которые выходят за их пределы. В частности, ему прямо запрещено требовать документы (информацию), которые не обусловлены целями проверки и (или) не относятся к ее предмету (п. 2.3 ст. 6, п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре).

Все требования прокурора, заявленные им в ходе проверки, вы должны выполнять безусловно и в установленный срок (п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре).

В рамках проверок организаций прокурор наиболее часто предъявляет требования о представлении документов (информации) и о явке для дачи объяснений.

Исходя из положений, регулирующих порядок проведения прокурорских проверок, предусмотренных указанным Законом и нормативными актами Генеральной прокуратуры РФ, можно выделить следующие права проверяемого лица:

1. отказаться:

  • от представления документов (информации, материалов) или их копий по требованию прокурора, если они не обусловлены целями проверки и (или) не относятся к ее предмету (п. 2.3 ст. 6 Закона о прокуратуре);
  • от представления документов (информации, материалов) или их копий, которые уже передавались органам прокуратуры в связи с ранее проведенной проверкой, либо которые официально опубликованы в СМИ или размещены на официальном сайте организации в сети Интернет, за исключением случаев, установленных Законом о прокуратуре (п. 2.3 ст. 6 Закона о прокуратуре);
  • дачи объяснений, сославшись на ст. 51 Конституции РФ.

Но вот не пустить прокурора на территорию (в помещение) организации вы не вправе ни при каких обстоятельствах.

2. знакомиться с материалами проверки, если они непосредственно затрагивают права и свободы проверяемого и не содержат охраняемую законом тайну (п. 4 ст. 5 Закона о прокуратуре);

3. привлекать своего представителя к участию в проверке путем выдачи ему доверенности;

4. обжаловать вышестоящему прокурору или непосредственно в суд решение о проведении проверки, а также отдельные действия (бездействие) прокурора при проверке.

В зависимости от результатов прокурорская проверка заканчивается составлением прокурором акта проверки или применением им мер прокурорского реагирования (п. 14 ст. 21, ст. ст. 23 - 25.1 Закона о прокуратуре).

Если по результатам проверки вы получили акт проверки, в ходе которой не выявлено нарушений закона, убедитесь, что в нем указаны цели, предмет, основания проверки и проверенный период. Наличие этих сведений в акте снизит вероятность проверки по тем же вопросам в будущем, так как по общему правилу проведение повторной проверки не допускается (п. 12 ст. 21 Закона о прокуратуре). Акт составляется в десятидневный срок со дня завершения проверки. Его копия направляется руководителю или иному уполномоченному представителю организации (п. 14 ст. 21 Закона о прокуратуре).

Акт проверки может быть составлен и при наличии нарушений. Это случается, если выявлено административное правонарушение и невозможно вынести постановление о возбуждении дела на месте. Акт составляется в произвольной форме. В нем указываются те же сведения, что и в протоколе об осмотре принадлежащих юрлицу или ИП помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. Если используются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации доказательств, в акте должна быть сделана соответствующая запись (ч. 4, 6 ст. 27.8 КоАП РФ, п. 2.3 Приказа Генпрокуратуры России от 19.02.2015 N 78). В таком случае акт является промежуточным документом, фиксирующим нарушение закона до применения мер прокурорского реагирования.

Если в ходе проверки прокурор устанавливает факт нарушения законодательства, то он применяет меры прокурорского реагирования, а именно:

  • представление об устранении нарушений закона - оно выносится прокурором, если нарушение выражено в совершении организацией действия, не соответствующего требованиям законодательства (п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре);
  • протест - он выносится прокурором, если нарушение выражено в принятии организацией правового акта, не соответствующего требованиям законодательства (п. 1 ст. 23 Закона о прокуратуре);
  • постановление о возбуждении производства об административном правонарушении - выносится, если организация совершила административное правонарушение (п. 1 ст. 25 Закона о прокуратуре).

Также в рамках проверки прокурор может применить такую меру прокурорского реагирования, как предостережение о недопустимости нарушения закона. Данная мера применяется в целях предупреждения правонарушений и если у прокурора имеются сведения о готовящемся противоправном деянии (ст. 25.1 Закона о прокуратуре).

Кроме того, прокурор вправе предъявлять иски (заявления) в защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (п. 4 ст. 27, ст. 35 Закона о прокуратуре), а также направлять в орган предварительного расследования материалы для решения вопроса об уголовном преследовании (ст. 1, п. 2 ст. 27 Закона о прокуратуре, п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Демо-доступ

Не установлен
КонсультантПлюс?


Закажите демо-доступ

Доступ предоставляется бесплатно на 2 дня

Не нашли ответ?

Не нашли ответ?


Задайте вопрос эксперту