Ответ: Если срок контракта истек, то расторгнуть его не представляется возможным. Тот факт, что действуют гарантийные обязательства – не отменяют этого. Окончание срока действия этого контракта не освобождает стороны от исполнения принятых на себя обязательств, но речь не идет о расторжении уже исполненного контракта.

Потребовать возврат денежных средств возможно только в случае, если недостатки являются неустранимыми. Если же недостатки являются устранимыми, то заказчик, в случае, если поставщик не осуществляет гарантийный ремонт, вправе требовать соразмерного уменьшения покупной цены или возмещения своих расходов на устранение недостатков товара, если произвел такой ремонт самостоятельно. Также, если гарантийное обязательство было обеспечено банковской (независимой) гарантией Заказчик вправе направить требование об уплате по гарантии.  

Обоснование: Окончание срока действия этого контракта не освобождает стороны от исполнения принятых на себя обязательств, но речь не идет о расторжении уже исполненного контракта.

Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от вопросы регулирования гарантии качества товара не регламентированы. Правовое регулирование гарантийных обязательств осуществляется нормами ГК РФ.

Статей 475 ГК РФ установлено, что, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:

  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
  • возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:

  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
  • потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

Таким образом, потребовать возврат денежных средств возможно только в случае, если недостатки являются неустранимыми.

Более подробно об этом вопросе – см. Готовое решение: Что может требовать покупатель (к какой ответственности привлечь поставщика) в случае поставки некачественного товара (КонсультантПлюс, 2024)

В соответствии со ст. 477 ГК РФ если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока.

Продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента (ст. 476 ГК РФ). В отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.

Согласно статье 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ. Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.

Т.е., Вы можете потребовать в качестве убытков – полную стоимость за товар.

Подходящая судебная практика:

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.01.2023 N Ф07-21948/2022 по делу N А13-1011/2022 Требование: О взыскании задолженности, штрафа по договору поставки тепличного комплекса. Обстоятельства: Департамент лесного комплекса субъекта РФ (заказчик) ссылается на то, что общество (поставщик) поставило неработоспособные поливочные рампы. Решение: Требование удовлетворено частично, в оставшейся части дело направлено на новое рассмотрение, поскольку не учтено, что именно лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать, что суммы НДС, предъявленные в цене товаров по устранению недостатков, не были и не могут быть приняты к вычету.

В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 25.08.2016 N 305-ЭС16-4838 по делу N А40-59571/2015 суд указал: «распространяя свое действие на период после приемки выполненных работ, гарантийное обязательство превращает отношения сторон по договору подряда в длящиеся. Презюмируется, что при обычной надлежащей эксплуатации предмета, явившегося результатом работ, недостаток, появившийся в течение гарантийного срока, возникает в связи с ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств».

Также, если гарантийное обязательство было обеспечено банковской (независимой) гарантией Заказчик вправе направить требование об уплате по гарантии (ст. 374 ГК РФ).

Документы по данному вопросу из системы КонсультантПлюс:

Готовое решение: Какой товар может считаться товаром ненадлежащего качества (КонсультантПлюс, 2024)

Готовое решение: Что может требовать покупатель (к какой ответственности привлечь поставщика) в случае поставки некачественного товара (КонсультантПлюс, 2024)

Статья: Требование о платеже по банковской гарантии: анализ правоприменительной практики (Раев К., Гурин О.) ("Прогосзаказ.рф", 2021, N 6)

Судебная практика:

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.01.2023 N Ф07-21948/2022 по делу N А13-1011/2022

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 25.08.2016 N 305-ЭС16-4838 по делу N А40-59571/2015

 

Демо-доступ

Не установлен
КонсультантПлюс?


Закажите демо-доступ

Доступ предоставляется бесплатно на 2 дня

Не нашли ответ?

Не нашли ответ?


Задайте вопрос эксперту