Ответ: Необходимо понимать, на основании чего зарегистрированы и проживают люди. Если имеется договор соцнайма, то взыскивать задолженность необходимо с нанимателей, так как данная обязанность возникает у них с момента заключения договора. Если же договора соцнайма или передачи жилого помещения на другом основании нет, оплату взыскивают с собственника. Но, судебная практика по данному вопросу неоднозначна.

Обоснование: В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ч. 1 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Из п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ следует, что наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 3 ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.

Согласно ч. 4 указанной статьи наниматели жилых помещений по договору социального найма муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

Из п. 1 ст. 215 ГК РФ следует, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (п. 2 ст. 215 ГК РФ).

На основании ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 37 Закона N 131-ФЗ местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и входит в структуру органов местного самоуправления. Местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 126 ГК РФ предусмотрено, что муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно ст. 53 Закона N 131-ФЗ расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

На основании абз. 2 п. 1 ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.

Пунктом 2 ст. 86 БК РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования, указанные в абз. 2 п. 1 рассматриваемой статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Таким образом, местная администрация поселения как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования в рассматриваемом случае обязана оплачивать соответствующие услуги по договорам социального найма, за счет местного бюджета (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 04.02.2013 по делу N А42-6818/2011).

Однако необходимо учитывать, что в судебной практике высказывается и иная позиция, согласно которой суды, ссылаясь на положения ч. 3 ст. 67 и п. 1 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, указывают: возложение на собственника жилых помещений обязанности по оплате коммунальных услуг в отношении помещений, предоставленных по договору социального найма, является необоснованным (например, Постановления ФАС Уральского округа от 04.06.2012 N Ф09-3808/12 по делу N А76-10247/2011).

Документы по данному вопросу из системы КонсультантПлюс:

Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с социальным наймом жилых помещений: Наймодатель (Управляющая или Ресурсоснабжающая организация) хочет взыскать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (КонсультантПлюс, 2024).

Судебная практика:

Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 01.04.2024 N 88-5600/2024 по делу N 2-1447/2023.

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23.04.2007 N Ф08-1248/2007.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.02.2013 по делу N А42-6818/2011.

Постановление ФАС Уральского округа от 04.06.2012 N Ф09-3808/12 по делу N А76-10247/2011.

Демо-доступ

Не установлен
КонсультантПлюс?


Закажите демо-доступ

Доступ предоставляется бесплатно на 2 дня

Не нашли ответ?

Не нашли ответ?


Задайте вопрос эксперту