Ответ: Анализ законодательства позволяет сделать вывод, что унитарное предприятие создает резервный фонд для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера только в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия.

Отсутствие данных положений в Уставе не позволяет унитарному предприятию образовать резервный фонд для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Обоснование: Действующее законодательство не определяет порядок и способы формирования резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий.

В то же время необходимо отметить, что положениями ГОСТ Р 22.10.2003-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Резервы финансовых ресурсов в организациях для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок создания (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 29 декабря 2020 г. N 1409-ст) (далее - Стандарт) установлен порядок создания в организациях резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС).

Настоящий Стандарт предназначен для применения организациями независимо от организационно-правовой формы, которые владеют объектами капитального строительства и (или) линейными объектами (далее - объекты) на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве административного управления либо на ином законном основании и для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации создаются резервы финансовых ресурсов для ликвидации ЧС.

В соответствии с положениями Стандарта организация может предусматривать компенсацию затрат на ликвидацию ЧС за счет осуществления добровольного страхования в сочетании с формированием резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах организации.

Руководитель организации самостоятельно определяет способ создания финансового резерва и устанавливает его уточненный объем. Рекомендуется выделять собственные денежные средства на отдельном расчетном счете организации в объеме не менее 10% от размера резерва финансовых ресурсов, определенных с применением настоящего Стандарта.

Максимальное значение размера резерва финансовых ресурсов не ограничивается. Вместе с тем, положения Стандарта носят рекомендательный характер. Что касается создания резервного фонда для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера унитарном предприятии необходимо отметить следующее.

Унитарные предприятия не могут самостоятельно распоряжаться "заработанной" прибылью, поскольку:

  • часть прибыли должна быть перечислена собственнику имущества такого предприятия, т.е. в соответствующий бюджет (п. 2 ст. 17 Федерального закона N 161-ФЗ); порядок перечисления, размер и сроки уплаты определяются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления;
  • предприятие обязано создать резервный фонд из чистой прибыли в порядке и размере, предусмотренных уставом, который используется только на покрытие убытков предприятия (п. 1 ст. 16 Федерального закона N 161-ФЗ).

Дополнительно за счет прибыли могут создаваться иные фонды, перечень и порядок формирования и использования которых должен определяться уставом (п. 3, 4 ст. 9, п. 2 ст. 16 Федерального закона N 161-ФЗ). Обычно это фонд поощрения работников и фонд социального развития. Таким образом, в ГУП и МУП должны быть указаны в Уставе положения о фондах, конкретизирующие их формирование и использование.

Документы по данному вопросу из системы КонсультантПлюс:

Статья: Учет собственных средств унитарных предприятий (Тимофеева Л.Е.) ("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2020, N 1)

Демо-доступ

Не установлен
КонсультантПлюс?


Закажите демо-доступ

Доступ предоставляется бесплатно на 2 дня

Не нашли ответ?

Не нашли ответ?


Задайте вопрос эксперту