Ответ: На законодательном уровне отсутствует норма права, обязывающая работодателя в обязательном порядке создать комиссию по противодействию коррупции. В связи с чем, возможно этого не делать, а исполнять данную обязанность может ответственный в единственном лице.

Обоснование: С 01.01.2013 организации (независимо от сферы деятельности) обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции (ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"). Перечня каких-то конкретных документов, которые должны быть приняты в связи с этим работодателем, на данный момент не предусмотрено, как не предусмотрено каких-то конкретных действий.

Представляется, что определение такого перечня находится в компетенции работодателя. На законодательном уровне нет нормы, обязывающей работодателя создать комиссию по противодействию коррупции.

Ознакомьтесь также с  Указом Президента РФ от 15.07.2015 N 364 (ред. от 19.09.2017) "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции" (вместе с "Типовым положением о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации", "Типовым положением о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений", "Типовым положением об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений") {КонсультантПлюс}. На практике организациями разрабатывается Антикоррупционное положение, которое может включать все меры по предупреждению коррупции (см. Форму: Положение об антикоррупционной политике в организации (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021) {КонсультантПлюс}).

При составлении такого положения можно руководствоваться Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013.Так, в Положении следует отразить: термины и определения (подробно расписать, что входит в понятие «коррупция», что такое взятка, злоупотребление полномочиями и т.д.); нормативную базу по данному вопросу; пределы ответственности за незаконные действия; основные принципы противодействия коррупции в организации (личного примера руководителя, вовлеченности работников, ответственности и неотвратимости наказания и т.д.); обязанности работников и организации, связанные с предупреждением и противодействием коррупции, в том числе назначение ответственных работников за профилактику коррупционных и иных правонарушений. При разработке Положения также можно использовать аналогичные документы, разработанные в органах власти, например, Концепцию обеспечения собственной безопасности Федеральной налоговой службы, утв. Приказом ФНС России от 09.11.2012 N ММВ-7-4/738@.

В трудовые договоры (и или должностные инструкции) с работниками после разработки положения и ознакомления последних с ним можно внести пункт о том, что сотрудники обязаны соблюдать положения данного локального нормативного акта. Также можно подробно отразить все рассмотренные выше моменты, но мы не считаем целесообразным этого делать, так как разработать единое положение, ознакомить с ним сотрудников будет менее трудозатратным процессом. Кроме того, законодательством не предусмотрено включение таких пунктов в трудовые договоры (должностные инструкции) с работниками (см. "Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции" {КонсультантПлюс}).

Таким образом, на законодательном уровне отсутствует норма права, обязывающая работодателя в обязательном порядке создать комиссию по противодействию коррупции. В связи с чем, возможно этого не делать, а исполнять данную обязанность может ответственный в единственном лице.

Не нашли ответа на свой вопрос?

Задайте его менеджеру

Задать вопрос