Ответ: Протокол заседания жилищной комиссии по своей сути не является нормативно-правовым актом. Порядок же обжалования указанного документа не регламентирован, в связи с чем в судебной практике встречаются случаи обжалования как в административном порядке - Решение Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 07.08.2019 N 2а-2553/2019 (судебный акт во вложении к консультации), так и в гражданском Апелляционное определение Верховного суда Республики Ингушетия от 30.05.2019 по делу N 2-373/2019, Апелляционное определение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 01.08.2018 по делу N 33-701/2018, Решение Кировского районного суда Ставропольского края от 11.12.2018 по делу N 2-873/2018~М-869/18 (судебные акты во вложении).

Обоснование: Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, - это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть, как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:
  • неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
  • неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:
  • круга государственных органов, организаций, учреждений;
  • круга должностных лиц;
  • всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
  • того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
  • конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Указанные признаки также приведены в Разъяснениях Минюста России о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации с ссылкой на  п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".

Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

В соответствии с вышесказанным протокол заседания жилищной комиссии не является нормативно-правовым актом.Порядок же обжалования указанного документа не регламентирован, в связи с чем в судебной практике встречаются случаи обжалования как в административном порядке - Решение Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 07.08.2019 N 2а-2553/2019 (судебный акт во вложении к консультации), так и в гражданском Апелляционное определение Верховного суда Республики Ингушетия от 30.05.2019 по делу N 2-373/2019, Апелляционное определение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 01.08.2018 по делу N 33-701/2018, Решение Кировского районного суда Ставропольского края от 11.12.2018 по делу N 2-873/2018~М-869/18 (судебные акты во вложении).

Демо-доступ

Не установлен
КонсультантПлюс?


Закажите демо-доступ

Доступ предоставляется бесплатно на 2 дня

Не нашли ответ?

Не нашли ответ?


Задайте вопрос эксперту