Ответ: Положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 05.04.2021) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закона N 223-ФЗ) не урегулирован вопрос закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Статьей 3.6 Закона N 223-ФЗ установлено, что порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке. При этом в ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ указан не предельный размер закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а определена стоимость договоров (не более 100/500 тыс. руб.), сведения о которых заказчик вправе не размещать в ЕИС. Соответственно, размер договора, заключаемого по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливается заказчиком в положении о закупке самостоятельно.

Обоснование: Неконкурентные способы закупки, в том числе закупка у единственного поставщика, устанавливаются в положении о закупке. Для закупки у единственного поставщика в положении надо предусмотреть, в частности (ч. 2 ст. 2, ч. 2, 3.2 ст. 3, ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ):
  • порядок и условия применения такой закупки;
  • исчерпывающий перечень случаев ее проведения;
  • порядок подготовки и осуществления закупки;
  • порядок определения и обоснования цены договора;
  • порядок заключения и исполнения договора, в том числе срок его заключения по итогам закупки.

Законом N 223-ФЗ этот срок не установлен. Заказчик должен определить его самостоятельно в положении о закупке (Письмо Минфина России от 12.07.2018 N 24-04-09/48703).

Законом N 223-ФЗ не ограничена предельная стоимость закупки у единственного поставщика. Заказчик самостоятельно определяет ее в положении о закупке в зависимости от масштаба хозяйственной деятельности, объема закупок и иных показателей.

В положении о закупке заказчик может установить следующие основания для закупки у единственного поставщика:
  • Закупка, цена которой не превышает установленного значения
  • Закупка совместимого или уникального товара (работы, услуги)
  • Закупка для удовлетворения срочной потребности в товаре (работе, услуге)
  • Закупка по итогам несостоявшейся процедуры
  • Закупка для исполнения обязательств перед третьими лицами
  • Закупка в рамках текущей хозяйственной деятельности
  • Закупка у ограниченного круга лиц
Возможные последствия злоупотребления правом определять основания закупки.
Если контролирующий орган выявит, что заказчик злоупотребляет этим правом, он, в частности, может:
  • выдать предписание об изменении положения о закупке (см., например, Решение и Предписание Татарстанского УФАС России от 15.01.2016 по делу N Т04-11/2016);
  • выдать предписание об отмене результатов закупки (если договор еще не заключен);
  • оштрафовать заказчика.

Суд может признать условия положения о закупке незаконными, а договор с единственным поставщиком недействительным (по иску контролирующего органа или иного заинтересованного лица, в том числе поставщика закупаемой продукции).

Риск того, что основания для закупки у единственного поставщика будут признаны незаконными, высок в следующих случаях:
  • установлены основания для закупки конкретных видов товаров (работ, услуг), которые могут быть поставлены (выполнены, оказаны) неограниченным количеством лиц (см., например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.08.2015 N Ф09-5430/15 по делу N А60-47219/2014);
  • предусмотрена возможность закупки у единственного поставщика на основании субъективного решения уполномоченного лица или органа заказчика (см., в частности, Решение Татарстанского УФАС России от 15.01.2016 по делу N Т04-11/2016);
  • предусмотрены основания, позволяющие неограниченно осуществлять закупки у единственного поставщика (отсутствуют критерии, случаи) (п. 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом ВС РФ 16.05.2018)).

Таким образом, при составлении положения не рекомендуем отдавать приоритет закупкам у единственного поставщика по сравнению с конкурентными способами закупок. Этой позиции придерживается и Минэкономразвития России, указывая, что злоупотребление правом закупки у единственного поставщика может привести к ограничению конкуренции. Использование конкурентных способов закупки наиболее полно отвечает целям правового регулирования закупок (см., например, Письма Минэкономразвития России от 03.03.2016 N Д28и-494, от 25.11.2015 N Д28и-3384, от 15.10.2015 N Д28и-3118).

Не нашли ответа на свой вопрос?

Задайте его менеджеру

Задать вопрос