Ответ: Постановление № 58, а также иные нормативные акты Белгородской области и акты федерального законодательства, не содержат запрета на проведение дегустаций пищевой продукции и напитков на объекте торговли – ярмарка, при обязательном соблюдении гражданами мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе:
  • массовое мероприятие (ярмарка) проводится на открытом воздухе;
  • использование персоналом ярмарки, работающим с посетителями, масок (иных средств индивидуальной защиты органов дыхания), обработки рук персонала антибактериальными салфетками, кожными антисептическими средствами;
  • использование посетителями ярмарки, масок (иных средств индивидуальной защиты органов дыхания), обработки рук антибактериальными салфетками, кожными антисептическими средствами;
  • соблюдение посетителями ярмарки и персоналом социального дистанцирования (не менее 1,5 метра до других лиц);
  • иные меры, установленные действующим законодательством.

Обоснование: Как известно, ограничительные меры должны определяться, в том числе, на уровне органов высшей власти субъектов РФ исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции в субъекте. В частности, приостановление деятельности, режим работы, численность работников ИП и организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности устанавливаются с учетом Методических рекомендаций Роспотребнадзора, рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов РФ (Указ Президента РФ от 11.05.2020 N 316).

Кроме того, главам регионов РФ предоставлено право приостановить (ограничить) деятельность отдельных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также ИП с учетом положений п. п. 4 и 5 Указа Президента РФ от 11.05.2020 N 316 (пп. "б" п. 1 Указа Президента РФ от 11.05.2020 N 316).

На уровне субъекта РФ (Белгородская область) регулирование деятельности организаций в условиях режима повышенной готовности определено положениями Постановления Губернатора Белгородской обл. от 08.05.2020 N 58 (ред. от 18.06.2021) "О мерах по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Белгородской области" (далее – Постановление N 58), согласно которому на период действия режима повышенной готовности (меры перечислены выборочно применительно к рассматриваемому вопросу):
  • приостановлено проведение на территории области массовых мероприятий, в том числе публичных, спортивных, культурных и развлекательных мероприятий (за исключением проведения избирательными объединениями съездов (конференций, собраний) по выдвижению кандидатов (списков кандидатов) в депутаты, проведения мероприятий, посвященных празднованию 12 июля 2020 года Дня Прохоровского поля - Третьего ратного поля России, в соответствии с законом Белгородской области от 30 апреля 2020 года N 462 "О праздничном дне Белгородской области", посвященных празднованию дня муниципального района, городского округа, города в муниципальных образованиях Белгородской области, культурных и развлекательных мероприятий, проводимых на открытом воздухе, с соблюдением требований, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)) (абз. 1 пп. 2.1. Постановления N 58);
  • объектам торговли (включая торговые, торгово-развлекательные центры, рынки, ярмарки), оказания услуг населению, медицинским организациям, организациям, продолжающим свою работу, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим пассажирские перевозки и перевозки пассажиров легковым такси, организациям, находящимся в помещениях общественных и административных зданий, не допускать в помещения, на территории, в транспортные средства посетителей, пассажиров без масок (иных средств индивидуальной защиты органов дыхания) (п. 2.5. Постановления N 58);
  • организациям, оказывающим услуги населению, а также объектам торговли: ограничить нахождение в помещениях граждан, исходя из нормы площади помещения для оказания услуги не менее 4 кв. метров на 1 человека; обеспечить в помещениях и на территории условия для соблюдения гражданами социального дистанцирования, ограничения числа одновременно обслуживаемых посетителей, соблюдения рекомендаций Роспотребнадзора по осуществлению деятельности; обеспечить контроль за использованием персоналом, работающим с посетителями, масок (иных средств индивидуальной защиты органов дыхания), обработкой рук персонала антибактериальными салфетками, кожными антисептическими средствами (п. 2.6. Постановления N 58);
  • гражданам рекомендовано соблюдать в общественных местах и общественном транспорте, за исключением услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, дистанцию до других лиц не менее 1,5 метра (далее - социальное дистанцирование) (абз. 2 п. 2.3. Постановления N 58).

Помимо выше перечисленных случаев, сохраняется обязанность граждан надевать маску при посещении магазинов, нахождении в транспорте общего пользования, в местах массового пребывания людей, в том числе на улицах (п. 1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ N 31; Информация Роспотребнадзора).

Кроме того, применительно к рассматриваемому вопросу напомним, что под дегустацией пищевой продукции на предприятиях розничной торговли понимается рекламная акция по проведению презентации товаров поставщиков на предприятиях розничной торговли, предусматривающая органолептическую оценку качества покупателями предлагаемой пищевой продукции (п. 3.1. "ГОСТ Р 57853-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Дегустация пищевой продукции на предприятиях розничной торговли. Общие требования").

Более подробно о порядке проведения дегустации см.: "ГОСТ Р 57853-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Дегустация пищевой продукции на предприятиях розничной торговли. Общие требования".

Таким образом, применительно к рассматриваемому вопросу, с учетом перечисленных норм, следует, что Постановление № 58, а также иные нормативные акты Белгородской области и акты федерального законодательства, не содержат запрета на проведение дегустаций пищевой продукции и напитков на объекте торговли – ярмарка, при обязательном соблюдении гражданами мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе:
  • массовое мероприятие (ярмарка) проводится на открытом воздухе;
  • использование персоналом ярмарки, работающим с посетителями, масок (иных средств индивидуальной защиты органов дыхания), обработки рук персонала антибактериальными салфетками, кожными антисептическими средствами;
  • использование посетителями ярмарки, масок (иных средств индивидуальной защиты органов дыхания), обработки рук антибактериальными салфетками, кожными антисептическими средствами;
  • соблюдение посетителями ярмарки и персоналом социального дистанцирования (не менее 1,5 метра до других лиц);
  • иные меры, установленные действующим законодательством.

Аналогичная правовая позиция по рассматриваемому вопросу содержится в информационном материале, размещенном в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс»: -Готовое решение: В каком режиме вправе работать организации в условиях ограничений, действующих в связи с распространением коронавируса COVID-19 (КонсультантПлюс, 2021).

Дополнительно сообщаем, что судебная практика по рассматриваемому вопросу не сформирована.

См. также: Ситуация: Какая установлена административная ответственность для граждан за нарушение правил, установленных в связи с коронавирусной инфекцией? ("Электронный журнал "Азбука права", 2021)

 

Демо-доступ

Не установлен
КонсультантПлюс?


Закажите демо-доступ

Доступ предоставляется бесплатно на 2 дня

Не нашли ответ?

Не нашли ответ?


Задайте вопрос эксперту