Ответ: Если международным договором не предусмотрено иное, в качестве учредителя (участника) СМИ, редакции СМИ, а также юрлица, осуществляющего вещание, не вправе выступать иностранный гражданин. При этом законе о СМИ не упоминает граждан РФ, имеющих иностранное гражданство. За официальными разъяснениями по данному вопросу следует обратиться в Роскомнадзор.

Обоснование: С 1 января 2016 г. начали действовать новые ограничения, связанные с учреждением СМИ, редакции СМИ, а также юрлица, осуществляющего вещание. Принятые поправки предполагают внесение изменений в учредительные документы, поэтому учесть их лучше заранее.

Если международным договором не предусмотрено иное, в качестве учредителя (участника) СМИ, редакции СМИ, а также юрлица, осуществляющего вещание, не вправе выступать, например, иностранный гражданин, российское юрлицо с иностранным участием (далее - лица с иностранным участием) (ч. 1 ст. 19.1 Закона о СМИ в ред. Закона N 305-ФЗ).

По общему правилу запрещено владеть, управлять или контролировать более чем 20 процентов долей (акций) в уставном капитале лица, являющегося участником (членом, акционером) учредителя СМИ, редакции СМИ, а также юрлица, осуществляющего вещание. При этом не имеет значения, осуществляется владение, управление или контроль прямо или косвенно (например, через подконтрольных лиц). Запрет касается лиц с иностранным участием, причем на российских юрлиц с иностранным участием данное положение распространяется, если доля иностранного участия в их уставном капитале составляет более 20 процентов.

Лицам с иностранным участием запрещено устанавливать любые иные формы контроля над учредителем СМИ, его участниками (членами, акционерами), редакцией СМИ, юрлицом, осуществляющим вещание, если в результате такого контроля лица с иностранным участием смогут прямо или косвенно владеть, управлять учредителем СМИ, редакцией СМИ, юрлицом, осуществляющим вещание, и фактически определять принимаемые ими решения.

Учредительные документы учредителей СМИ, редакции СМИ, а также юрлица, осуществляющего вещание, необходимо до 1 февраля 2016 г. привести в соответствие с данными требованиями и не позднее 15 февраля 2016 г. передать в Роскомнадзор. Для некоторых иностранных юрлиц и российских юрлиц с долей иностранного участия в уставном капитале более 20 процентов сделать это нужно до 1 февраля 2017 г. и не позднее 15 февраля 2017 г. соответственно.

В обоих случаях, если документы не будут предоставлены в названные сроки, а также если Роскомнадзор получит сведения, из которых следует, что указанные требования не соблюдаются, он обязан будет обратиться с заявлением о приостановлении деятельности СМИ.

Судебная практика

Постановление от 17 января 2019 года N 4-П по делу о проверке конституционности статьи 19.1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".

Заявитель: гражданин Е.Г. Финкельштейн (в порядке части 4 статьи 125 Конституции РФ).

Предмет рассмотрения: взаимосвязанные положения частей 1, 2 и 4 статьи 19.1 Закона РФ "О средствах массовой информации" в той мере, в какой на их основании решается вопрос о праве гражданина Российской Федерации, имеющего гражданство другого государства, выступать в роли участника хозяйственного общества - организации, осуществляющей вещание, и реализовывать вытекающие из такого участия корпоративные права, а также оспаривать в судебном порядке решения органов управления этого общества.

Позиция заявителя: оспариваемые положения не соответствуют частям 2 и 3 статьи 6, части 1 статьи 19, статье 28, частям 1, 3 - 5 статьи 29, части 1 статьи 34, частям 1 - 3 статьи 35, частям 1 и 2 статьи 44, статье 45, части 1 статьи 46, части 1 статьи 54, частям 2 и 3 статьи 55, части 3 статьи 56, части 2 статьи 62 Конституции РФ, поскольку несоразмерно ограничивают право частной собственности, право на судебную защиту, а также право свободно передавать, производить и распространять информацию (не способствуя при этом ограничению чрезмерного влияния иностранных инвесторов на вещательную политику средства массовой информации), имеют дискриминационный характер (ставя граждан Российской Федерации, имеющих иностранное гражданство, в ущемленное положение по сравнению с иными гражданами), являются недостаточно определенными (не позволяя установить, какая доля участия в уставном капитале хозяйственного общества - организации, осуществляющей вещание, признается допустимой).

Итоговый вывод решения: признать оспариваемые положения не соответствующими Конституции РФ, ее части 1 статьи 19, части 1 статьи 34, частям 1 и 2 статьи 35, части 1 статьи 46, части 3 статьи 55, части 3 статьи 56 и части 2 статьи 6 в той мере, в какой:
  • использованное в них понятие "участник средства массовой информации", не конкретизированное действующим законодательством, создают неопределенность в установлении круга адресатов предусмотренного ими запрета;
  • они в силу неопределенности своего содержания не позволяют установить круг субъектов корпоративных правоотношений, на которых распространяется предусмотренное ими правовое регулирование; а также наличие юридической возможности у гражданина Российской Федерации, имеющего гражданство иного государства и владеющего более 20 процентами долей (акций) в уставном капитале хозяйственного общества, являющегося учредителем средства массовой информации или организацией, осуществляющей вещание (либо иного лица, имеющего доли (акции) в уставном капитале общества - учредителя средства массовой информации, организации, осуществляющей вещание), реализовывать корпоративные права в пределах, не превышающих 20 процентов такого участия;
  • ограничивая лиц, не отвечающих требованиям оспариваемых положений, в праве осуществлять корпоративные права, вытекающие из их участия в хозяйственном обществе, они исключают для них возможность прибегнуть к судебной защите их имущественных прав и законных интересов, связанных с деятельностью этого общества.

Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, вытекающие из Постановления. Судебные акты, вынесенные по делу заявителя на основании оспоренных положений, подлежат пересмотру, если для этого нет иных препятствий, на основании принятого во исполнение Постановления правового регулирования.

Не нашли ответа на свой вопрос?

Задайте его менеджеру

Задать вопрос