Ответ:

1. Изменение существенных условий в случаях, которые не предусмотрены Законом N 44-ФЗ, считается нарушением. За их изменение должностному лицу грозит штраф в размере 20 тыс. руб., а юридическому - 200 тыс. руб. Если из-за этого нарушения дополнительно израсходовались бюджетные средства или уменьшился объем закупки, штраф назначается в двукратном размере дополнительно израсходованных средств или цен товаров, объем которых по контракту уменьшился и которые явились предметом административного правонарушения (ч. 4, 5 ст. 7.32 КоАП РФ).

2. Изменение несущественных условий контракта возможно без каких-либо ограничений. Некоторые существенные условия контракта можно изменить при определенных условиях. Стоит иметь ввиду, что изменять предмет контракта по общему правилу нельзя. Кроме того, суд может признать допсоглашение с изменением предмета контракта недействительным.

Однако некоторые контракты можно изменить при наличии решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ или местной администрации. Например, это относится к контрактам:
  • для федеральных нужд на срок от трех лет и ценой от 10 млрд руб., а по контрактам на клинические исследования лекарств - от 40 млн руб.;
  • для нужд субъекта РФ на срок от трех лет и ценой от 1 млрд руб.;
  • для нужд муниципального образования со сроком исполнения от года и ценой от 500 млн руб.

3. Изменение контракта возможно путем составления допсоглашения об изменении государственного или муниципального контракта.

4. Информацию об изменении контракта нужно направлять в течение пяти рабочих дней с даты, когда произошло соответствующее событие. Направляются сведения по общему правилу через систему "Электронный бюджет" (единый портал бюджетной системы РФ). Состав информации, которую нужно направить, меняется в зависимости от свершившегося факта.

5. С 01.01.2022 года в Законе N 44-ФЗ будет предусмотрено четыре способа закупок: конкурс, аукцион, запрос котировок и закупка у единственного поставщика. Когда двум и более заказчикам нужен один и тот же товар (работа, услуга), они могут объединиться и провести совместную закупку в форме конкурса или аукциона. Организация вправе самостоятельно выбрать удобный для себя способ закупки, но в некоторых случаях этого делать нельзя. Например, если товар включен в аукционный перечень, нельзя выбрать открытый конкурс в электронной форме вместо электронного аукциона. Подробные изменения опубликованы в Федеральном законе от 02.07.2021 N 360-ФЗ.

Образцы документов, практика антимонопольной службы и судебная практика представлены справочно.

Обоснование:
Можно изменить следующие существенные условия контракта:
  • цену контракта;
  • срок исполнения контракта;
  • количество товаров.
По собственной инициативе вы можете увеличить или уменьшить количество в пределах 10%. Если же контракт соответствует критериям п. 1 Постановления N 1186, то по решению Правительства РФ, госоргана субъекта РФ или местной администрации вы вправе увеличить количество более чем на 10% (пп. "б" п. 1, п. п. 2 - 4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ)
  • объем работ (услуг);
  • характеристики товара (работы, услуги).

Вы вправе заменить товар (работу, услугу) по контракту на товар (работу, услугу) с лучшими характеристиками. Исключение составляют случаи, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 6 ст. 14 Закона N 44-ФЗ. Важно, что при корректировке условия нельзя менять предмет контракта. Кроме того, нужно учесть, что Закон N 44-ФЗ не определяет то, какие характеристики можно считать улучшенными. Это решение заказчик принимает самостоятельно (ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, Письма Минфина России от 05.11.2020 N 24-03-07/96264, от 06.05.2020 N 24-03-08/36238, Минэкономразвития России от 11.01.2016 N Д28и-65).

Можно изменить страну происхождения товара, если стороны пришли к соглашению о замене товара на товар с улучшенными характеристиками и в связи с такой заменой меняется страна происхождения товара. Но при этом также нужно учитывать, что нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3, 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, могут быть установлены случаи, когда менять страну происхождения товара нельзя (ч. 6 ст. 14 Закона N 44-ФЗ). Так, например, при поставке товаров, для которых предусмотрены условия допуска, замена страны происхождения товара допускается, только если в результате такой замены страной происхождения товара будет являться государство - член Евразийского экономического союза (п. 1.7 Приказа N 126н)
  • порядок оплаты по контракту и другие существенные условия можно изменить, если: контракт отвечает критериям п. 1 Постановления N 1186. Изменить контракт в этом случае можно по решению Правительства РФ, госоргана субъекта РФ или местной администрации (п. п. 2 - 4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ); контракт заключен с единственным поставщиком согласно п. п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, Письма Минфина России от 01.10.2020 N 24-03-08/86086, от 20.12.2019 N 24-03-07/99997, от 19.12.2019 N 24-03-07/99602);
  • цену, срок, а в некоторых случаях и ряд иных условий контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства или по сохранению объектов культурного наследия.

Изменять предмет контракта по общему правилу нельзя. За его изменение грозит штраф для должностного лица в размере 20 тыс. руб., а для юридического - 200 тыс. руб. Это подтверждается административной практикой. Например, по одному из дел заказчик при поставке изменил торговые наименования лекарств и контрольный орган признал это нарушением. Кроме того, суд может признать допсоглашение с изменением предмета контракта недействительным.

Однако некоторые контракты можно изменить при наличии решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ или местной администрации. Например, это относится к контрактам:
  • для федеральных нужд на срок от трех лет и ценой от 10 млрд руб., а по контрактам на клинические исследования лекарств - от 40 млн руб.;
  • для нужд субъекта РФ на срок от трех лет и ценой от 1 млрд руб.;
  • для нужд муниципального образования со сроком исполнения от года и ценой от 500 млн руб.

Это установлено в п. п. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ, п. 1 Постановления N 1186. Изменение существенных условий в случаях, которые не предусмотрены Законом N 44-ФЗ, считается нарушением. За их изменение должностному лицу грозит штраф в размере 20 тыс. руб., а юридическому - 200 тыс. руб. Если из-за этого нарушения дополнительно израсходовались бюджетные средства или уменьшился объем закупки, штраф назначается в двукратном размере дополнительно израсходованных средств или цен товаров, объем которых по контракту уменьшился и которые явились предметом административного правонарушения (ч. 4, 5 ст. 7.32 КоАП РФ).

Признаки указанного административного правонарушения могут усматриваться в действиях как заказчика (Решение Краснодарского УФАС России от 09.07.2015 по делу N ВП-26/2015), так и поставщика (подрядчика, исполнителя) (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.08.2015 N Ф09-5428/15).

Изменение несущественных условий контракта возможно без каких-либо ограничений. Напомним, что к несущественным относятся условия, которые не установлены Законом N 44-ФЗ как обязательные и не являются обязательными для конкретного вида контракта или не заявлены как существенные.

Так, например, при необходимости вы можете изменить источник финансирования по контракту, поскольку данное условие не является существенным, если не влияет на обоюдные обязательства сторон (см. Письмо Минфина России от 26.02.2020 N 24-03-08/13531). Чтобы изменить несущественные условия контракта, подготовьте допсоглашение к нему (Письмо Минэкономразвития России от 08.06.2016 N Д28и-1519). Направьте сведения об изменении в реестр контрактов (п. 8 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).

Составляется дополнительное соглашение об изменении реквизитов сторон (одной из сторон) договора в виде одного документа, подписанного сторонами. Его можно составить в простой письменной форме, даже если договор был зарегистрирован. Регистрация некоторых договоров нужна для того, чтобы их считали заключенными третьи лица (п. 3 ст. 433 ГК РФ). Однако изменение реквизитов касается только сторон и не затрагивает интересы третьих лиц.

В дополнительном соглашении изложите в новой редакции весь раздел "Реквизиты сторон". Проверьте, не упоминаются ли измененные реквизиты в других частях договора. Если такие пункты есть, также изложите их в новой редакции.

Рекомендуем указать на обоих экземплярах договора, что к нему было подписано дополнительное соглашение, с указанием номера и даты. Также вы можете подшить это соглашение к договору. В этом случае ни одна из сторон не забудет об изменении реквизитов.

Можно заменить поставщика (подрядчика, исполнителя) на его правопреемника, если прошла его реорганизация в форме преобразования, слияния или присоединения. В остальных случаях перемена поставщика при исполнении контракта не допускается (ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минфина России от 31.10.2017 N 24-03-08/71520). Также возможно заменить заказчика, если права перешли к другому заказчику (ч. 6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Согласие подрядчика (исполнителя) по контракту для этого не требуется (Письма Минфина России от 21.09.2017 N 24-03-07/61198, N 24-03-07/61148). Переход прав заказчика по контракту возможен, например, при реорганизации заказчика (см. Письмо Минфина России от 30.01.2020 N 24-05-07/5494).

Изменить контракт, который заключен по итогам запроса котировок в электронной форме, можно по тем же основаниям, что и другие контракты.

Однако не рекомендуем его менять по основаниям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Такие изменения возможны, только если они предусмотрены и в документации, и в контракте, а при запросе котировок в электронной форме документация о закупке не разрабатывается. Это следует из ч. 3 и 4 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ.

Срок исполнения контракта можно изменить только в следующих случаях:
  • казенному учреждению уменьшили доведенные лимиты;
  • срок исполнения изменило Правительство РФ, госорган субъекта РФ или местная администрация. Этот случай относится не ко всем контрактам, а только к заключенным на определенный срок и на определенную сумму;
  • в контрактах на выполнение работ на объектах капстроительства;
  • в отдельных контрактах с единственным поставщиком.

Оформить изменение срока исполнения контракта нужно допсоглашением. После его подписания не забудьте внести изменения в реестр контрактов. Можно увеличить объем работ по собственной инициативе либо на основании решения госоргана (местной администрации).

По собственной инициативе вы вправе увеличить объем работ только по соглашению сторон и не более чем на 10%. При этом возможность такого увеличения должна быть предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае с единственным поставщиком - только контрактом. Цену контракта также можно увеличить не более чем на 10%. Данное правило не действует, если вы заключаете контракты на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства или по сохранению объектов культурного наследия (пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Увеличить объем работ более чем на 10% можно, только если:
  • работы нельзя было предусмотреть;
  • без них невозможно закончить выполнение контракта;
  • увеличение объема работы менее чем на 10% негативно скажется на годности и прочности результата основных работ;
  • работы не могли быть выполнены иным лицом без увеличения их стоимости.

Такой позиции придерживается Верховный Суд РФ. Однако, если вы увеличите объем работ более чем на 10%, высока вероятность претензий со стороны контрольных органов. Обратите внимание, что в допсоглашение об увеличении объема работ нельзя включать новые работы и исключать старые (Письма Минэкономразвития России от 11.01.2016 N Д28и-65, от 21.07.2015 N Д28и-2185).

Объем работ можно увеличить по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на 10% исходя из объема работ, установленного в контракте (Письма Минфина России от 19.03.2020 N 24-03-08/21456, от 11.12.2019 N 24-03-07/96489).

На основании решения госоргана (местной администрации) вы вправе увеличить объем работ без ограничений в случаях, предусмотренных п. п. 2 - 4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (см., например, Распоряжение Правительства РФ от 20.07.2017 N 1543-р).

Под регистрацией государственного (муниципального) контракта понимается направление заказчиком необходимых сведений в Казначейство России. После их проверки ведомство сформирует реестровую запись в реестре контрактов, включив в нее соответствующие документы и информацию (ч. 1, 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, п. п. 6, 15 Правил N 1084).

Сведения для включения в реестр контрактов должны направлять юрлица, которые заключают контракты по Закону N 44-ФЗ (п. 7 ч. 1 ст. 3, ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ), в частности:
  • государственные или муниципальные заказчики;
  • бюджетные учреждения в части закупок по Закону N 44-ФЗ;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия в части закупок по Закону N 44-ФЗ.

Срок размещения контракта. Направить сведения для включения в реестр контрактов нужно в течение пяти рабочих дней с даты заключения, исполнения (исполнения отдельного этапа), изменения (расторжения) контракта, предоставления сведений о соисполнителях - СМП или СОНКО (ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, п. 12 Правил N 1084).

Дата заключения контракта:
  • дата его размещения в ЕИС в соответствии с ч. 8 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ, если он заключен по итогам электронной процедуры;
  • дата подписания заказчиком в остальных случаях.
  • Дата исполнения контракта (его отдельного этапа) - это дата, когда был подписан, например, один из следующих документов:
  • документ об оплате (акт или товарная накладная о приемке товара (работы, услуги));
  • акт (уведомление) о наступлении гарантийного случая;
  • акт о выполнении обязательств по гарантии качества.

Такой вывод можно сделать из п. 36 Порядка N 113н. Если была частичная оплата и приемка товара (работы, услуги), то сведения нужно подать в течение пяти рабочих дней с даты оформления платежки или акта (товарной накладной) по каждому такому случаю. Ранее при разъяснении порядка применения Приказа N 136н на это указывал Минфин России в Письме от 06.06.2017 N 09-04-04/35157. Полагаем, что данная позиция применима и сейчас.

Если велась претензионная работа, то пять рабочих дней нужно считать от даты поступления средств по претензии на корреспондентский счет вашего банка или непосредственно на ваш счет - в зависимости от банка, который обслуживает исполнителя. Дата представления сведений о соисполнителях - СМП или СОНКО - день поступления такой информации от исполнителя.

Дата изменения (расторжения) контракта - это одна из дат:
  1. заключения допсоглашения об изменении или расторжении контракта. Она указана в самом документе. Это также может быть дата подписания соглашения последней из сторон. Такой вывод следует в том числе из Письма Минфина России от 03.07.2020 N 24-03-08/57674;
  2. изменения (расторжения) контракта по решению суда. Это день вступления данного решения в силу (п. 3 ст. 453 ГК РФ). Например, решение арбитражного суда по общему правилу вступает в силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба (ч. 1 ст. 180 АПК РФ);
  3. расторжения контракта при одностороннем отказе от его исполнения. Это 11-й день после даты надлежащего уведомления второй стороны о таком отказе (ч. 13, 21 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Состав информации, которую вы должны направить, меняется в зависимости от свершившегося факта.

Если контракт изменен, направьте сведения в реестр контрактов в следующих случаях:
  • изменения произведены в соответствии с ч. 1, 5 - 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ;
  • изменены условия контракта, не относящиеся к существенным по ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
  • Направлять нужно только те сведения, которые изменились. В какой форме это сделать, указано в п. 34 Порядка N 113н.
  • Не направляйте в реестр сведения о контрактах, заключенных с единственным поставщиком по следующим основаниям (ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, п. 3 Правил N 1084):
  • закупка на сумму до 600 тыс. руб. по п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Исключение составляют контракты, заключенные в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;
  • закупка работ, услуг по техобслуживанию, эксплуатационному контролю зданий, сооружений; содержанию и ремонту общего имущества в здании, одного или нескольких нежилых помещений заказчика; услуг по холодному и (или) горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению; услуг по охране, по обращению с ТКО - если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения заказчика (п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

Скорректированы положения Закона N 44-ФЗ об изменении условий контракта.

Среди существенных нововведений такие:
  • возможность внести некоторые изменения в существенные условия контракта не зависит от того, была ли она изначально предусмотрена в документации и (или) контракте (п. п. 1.1 - 3 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Например, это относится к снижению цены контракта при сохранении предусмотренного в контракте количества товара;
  • можно менять срок исполнения отдельного этапа (этапов) исполнения контракта. Делать это допустимо в рамках изначально предусмотренного срока исполнения всего контракта (п. 12 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
  • установлены особенности внесения изменений в контракт жизненного цикла, предусматривающий проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт объекта капстроительства, а также в строительный контракт "под ключ" (п. п. 8, 9, 11 ч. 1, ч. 1.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
  • поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан предоставить новое обеспечение исполнения контракта или внести изменения в ранее предоставленное, если при изменении контракта по ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ возникли новые, ранее не обеспеченные обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя). Это распространяется на случаи, когда при проведении закупки предусмотрено требование обеспечить исполнение контракта (ч. 1.3 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
  • государственный (муниципальный) заказчик как получатель бюджетных средств может внести изменения в контракт по ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ только в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до него на срок исполнения контракта (ч. 1.6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

См. подробнее:

Путеводитель по договорной работе. Государственный и муниципальный контракт {КонсультантПлюс}

Образец дополнительного соглашения о поставке товара с улучшенными характеристиками по Закону N 44-ФЗ

Готовое решение: Как составить дополнительное соглашение об изменении реквизитов сторон договора (КонсультантПлюс, 2021) {КонсультантПлюс}

Готовое решение: Как внести изменения в государственный и муниципальный контракт по Закону N 44-ФЗ (КонсультантПлюс, 2021) {КонсультантПлюс}

Готовое решение: Как ведется реестр контрактов по Закону N 44-ФЗ (КонсультантПлюс, 2021) {КонсультантПлюс}

Готовое решение: Как изменить цену государственного и муниципального контракта (КонсультантПлюс, 2021) {КонсультантПлюс}

Обзор: "Проводить госзакупки станет проще: опубликованы оптимизационные поправки к закону N 44-ФЗ" (КонсультантПлюс, 2021) {КонсультантПлюс}

 

Не нашли ответа на свой вопрос?

Задайте его менеджеру

Задать вопрос