Регулятор среди прочего изложил подходы к тому, как можно улучшить взаимодействие кредитных организаций и МФО с гражданами при продаже им финпродуктов через интернет.

ЦБ РФ сформулировал планируемые новшества в докладе для общественных консультаций. Он сделал это в том числе с учетом рекомендаций, которые ранее выпускал для участников рынка. 

По кредитам и займам есть, например, такие предложения (разд. 3.1 доклада):

  • Запретить кредиторам проставлять любые отметки (галочки, передвижные переключатели и т.п.) за потребителя. То же касается предзаполнения полей о сумме и сроке кредита или займа, а также о доходе заемщика.
  • Обязать кредиторов использовать однозначные, простые и понятные формулировки при совершении сделки.
  • Исключить графические, психологические и другие приемы, которые подталкивают клиента к принятию определенного решения при оформлении договора.
  • Обязать кредиторов предоставлять потребителям возможность после заключения электронного договора распечатать его, переслать и сохранить. Еще у гражданина должно быть право 1 раз бесплатно получить бумажный экземпляр документа в офисе, если он есть у кредитора.

По вкладам ЦБ РФ считает полезным обязать банки, в частности (разд. 3.2 доклада):

  • Единообразно и без учета капитализации указывать диапазон ставок по каждому виду вклада (от и до) на сайтах, в мобильных приложениях, личных кабинетах и в рекламе.
  • По аналогии с кредитованием обеспечивать для потребителя самостоятельное проставление отметок, если условие предполагает выбор.
  • Демонстрировать табличную форму договора и минимальную гарантированную ставку перед его подписанием.
  • Предоставлять гражданину возможность распечатать, переслать и сохранить электронный договор, а также получить его бумажный экземпляр в офисе (если он есть) 1 раз бесплатно.

Документ: Доклад для общественных консультаций, опубликованный Банком России 13.11.2023 (http://cbr.ru/Content/Document/File/156122/Consultation_Paper_13112023.pdf )